Христианские уроки


19.06.2004

Отвечает священник

Все посетители сайта имеют возможность задать свой вопрос непосредственно на сайте - для этого существует специальный раздел. Однако некоторые вопросы и ответы публикуются в рубрике "Ликбез". Сегодня мы предлагаем несколько вопросов, ответы на которые дает игумен Филипп, настоятель Казанского подворья Раифского монастыря.


Скажите, почему в один храм я с удовольствием хожу на службу, а в другой «ноги не идут»? Означает ли это, что благодать Божия есть не во всех церквах?
С уважением, Богатырева Т.М.

— Догматическое богословие гласит, что Благодать есть Сила Божия, формирующая внутренний и духовный мир человека и влияющая на его спасение.

Понятно, что под действием Благодати Божией могут твориться чудеса, человек может духовно совершенствоваться, исцеляться, она присутствует при совершении Таинств Церкви и т.д.

Но! Можно ли ее измерить? Если можно, то чем? Как можно ее почувствовать? Можно ли определить, где ее больше, а где меньше?

Эти вопросы подводят нас к оккультному представлению о Вере, Таинствах и Церкви. Как будто творится некое экстрасенсорное действо, некая магия. Как бы ее сила различна по величине в разных Храмах, местах, у разных священников, на разных службах и т.д., в зависимости от разных человеческих качеств, географического и исторического расположения («здесь раньше был крематорий или мясокомбинат, какой ужас» или «здесь же рядом медвытрезвитель или психбольница»). Подобные высказывания ставят под сомнение Божие могущество и ставят во главу угла не Бога, а какие-то иные силы.

Часто, приходя в Храм, люди какие-то свои личные ощущения, связанные с комфортом, красотой окружающей среды, внешним благолепием, красотой икон и песнопений, стариной, личным настроением или болезнью или здравием, это внутреннее душевное самовзращивание сравнивают с присутствием Божественной Благодати или с отсутствием оной. Часто из-за личных качеств священника или его немощей, как телесных, так и духовных, приписывается разная сила Благодати на Литургии или Таинствах, совершаемых им. Существует целая группа людей, посещающих исключительно Архиерейские службы. Объясняют они это наличием сугубой благодати. Как будто причастие из рук Архипастыря, благочестивого священника, духоносного старца качественно выше, чем из чаши «заурядного» чередного священника. При этом забывается одно из главных догматических правил: Таинство совершает не человек, а Господь, в его руках священник лишь инструмент. Так что Тело и Кровь Христовы не могут быть различны по качеству в руках разных людей.

Можно ли измерить Благодать? Где её больше, где меньше?

К счастью, нельзя — так как, например, на кладбище, где благочестивые верующие молятся за своих усопших, приглашают священников для исполнения треб: отпевания, панихиды; что есть элемент церковного богослужения, присутствие Благодати вполне допустимо. Кладбище посещают не только бомжи, разграбляющие могилы. Может быть, она и не ощущается во всей полноте, как в Храме, при таинствах, где нисходит Дух Святый, но и сие нам до конца не ведомо. Не только Храм, но и весь мир — Дом Божий.

Часто слышишь кликушеские высказывания: «Вот благолепие только внешне, а Благодати-то и нету!» — с явно артистическим любострастием вымолвленные, с деланным сожалением и болью, с ложным смирением в голосе.

Люди, развлекающие свой ум подобными измышлениями, не полезно проводят время. Они не менее опасны, чем разрушители Храмов, так как в неподготовленных, незрелых умах они могут насадить неприязнь к тому или иному Храму, антипатию к тому или иному священнику.

«Нельзя доверять своим внутренним ощущениям», — учили Старцы. Это использует бес в своих кознях.

И люди, утверждающие, что они знают, где Благодать сильнее, где её больше или меньше, находятся в явном прельщении сил тёмных. Остерегайтесь этих лжеподвижников, верьте в Бога, а не в магические ощущения кликуш!


Рассматривать ли курение как грех? Если рассматривать, то с какой точки зрения?

И.М.

— Да, конечно, курение есть пристрастие — вещь пагубная, т.к. зависимость от привычек есть подчинение своей воли своим желаниям, потакание своим страстям.

Курящий человек причиняет вред своему здоровью, которое есть «Дар Божий», распоряжаться им надо бережно — принадлежит не тебе!

Если кто-то курит в обществе себе подобных (не в присутствии малолетних детей, больных и некурящих родственников и др.), то вредит своему здоровью. Поэтому курение можно рассматривать как форму членовредительства, медленного самоубийства и т.п., но в этом случае человек наносит вред только самому себе, не задевая окружающих.

Грех есть деяние антибожественное и поэтому курение, как и любой другой грех — поступок человека слабой воли! Но его можно поставить в один ряд с пристрастиями к кофе, чаю, вкусной еде, любви к комфорту и т.п. Например, часто мы, осуждая курящих, возможно грешим больше, чем сами курящие. Да, со страстями надо бороться, да — при правильном духовном устроении жизни верующего, как писали многие Отцы Церкви — грех победить проще, но когда в православной прессе появляются статьи типа — «курить — бесам кадить!», как к этому относиться?

Грешник, конечно, Богу не угождает, но подобные высказывания возводят курящего в ранг «служителя темным силам», как будто бы, закуривая, он со злым умыслом совершает некий ритуал поклонения лукавому. С этим здравый смысл согласия найти не может, т.к. в этом случае поведение всех грешников можно рассматривать в подобном контексте. А как же любовь к ближнему?