Христианские уроки


11.07.2004

Виды церковного Богослужения

Недельный, или Седмичный круг Богослужения

В богослужении каждый день недели посвящен какому-либо важному событию в жизни христианства или особо почитаемому святому.

В воскресенье Церковь вспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник прославляются бесплотные силы – ангелы, созданные прежде человека и являющиеся слугами Бога.

Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель Предтеча Господень, стоящий выше всех пророков, которому нет равного среди людей.

В среду вспоминается предательство Иуды, которое привело к крестным страданиям Иисуса Христа. Служба совершается в честь Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай чудотворец-архиепископ Мир Ликийских.

В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Богослужение в честь Креста Господня (день постный).

В субботу особо прославляется Пресвятая Богородица, которая ублажается и в остальные дни недели. В субботу вспоминаются на богослужении праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые. Поминаются также все наши родственники и знакомые, и все православные христиане, усопшие в надежде воскресения и жизни вечной.

Годовой круг Богослужения

Раифа. Вход Господень в Иерусалим - Вербное воскресенье. Фото иеродиакона Иоанна

Годовой круг Богослужения — это порядок исполнения церковных служб на протяжении года. Начинается церковный год 1 сентября, этот день начало индикта — церковного новолетия. Каждый день в году посвящается памяти святых и священным событиям – праздникам и постам.

Самый большой праздник православной церкви: Праздников Праздник и Торжество из торжеств — это праздник Светлого Христова Воскресения — Пасха. Число календаря, на которое приходится Пасха, определяется по таблицам Пасхалии. Она бывает в первый воскресный день после весеннего полнолуния, весна же по церковному обычаю начинается после дня весеннего равноденствия. Поэтому Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.)

Двенадцать великих праздников в году, называемые поэтому двунадесятыми, посвящены Господу нашему Иисусу Христу и Божией Матери. Три из них: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Троица по времени празднования связаны с Пасхой и поэтому каждый год приходятся на разные числа, но на одни дни недели (переходящие праздники), остальные девять каждый год приходятся на одни и те же числа, но разные дни недели (не переходящие праздники). Остальные праздники в году посвящены определенным событиям в жизни христианского мира (например: Покров Пресвятой Богородицы), или святым.

По торжественности Богослужения праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники всегда имеют всенощное бдение.

На каждом Богослужении Православной Церкви читается определенная часть Евангелия, называемая зачалом, так, что в течение года прочитывается все Евангелие. Зачало содержит законченное повествование об определенном поучении Иисуса Христа, о каком-либо чуде, о событии из земной жизни Спасителя. Зачала пронумерованы и поэтому в церковном календаре указывается только от какого апостола читается Евангелие и номер зачала. Но так как в изданиях Евангелия для домашнего чтения разбивки на зачала нет, в календаре указывается одновременно номера главы и стихов читаемого Евангелия.

В великие праздники цвет облачений священнослужителей различен. В Господские праздники, т.е. посвященные Иисусу Христу, облачение белое, в Богородичные праздники голубое, в Пасху и дни памяти великих мучеников красное, в праздники памяти преподобных (например, Сергия Радонежского или Серафима Саровского), зеленое. В дни Великого Поста облачение темное и может быть даже черным.