Христианские уроки


01.08.2004

О поминках, читальщицах и похоронах

Наша жизнь имеет свой конец. Смерть — неизбежный итог. Но в невоцерковленных семьях родственники покойного подчас не имеют ни малейшего представления о том, как Церковь хоронит и поминает своих усопших, да и в семьях, посещающих храмы, представление об этом тоже бывает «шиворот-навыворот» из-за «бабушкиных» выдумок, царящих в «духовной» атмосфере этих семей. Но нередко мы сами порождаем некий новый отдел «сферы обслуживания ритуальных услуг», приглашая совершенно чужих людей, вычитывающих, исключительно формально, молитвы за покойного.

Лучше всего первые три дня после смерти читать Псалтирь по усопшему, так как покойник, который еще не похоронен, сам за себя молиться не может. Лучше всего, когда молитва возносится из уст родственников (детей, жен, мужей...), друзей, соседей, тех, кто знал покойного. Обязательно надо получить благословение священника.

 

Часто на самих похоронах священникам приходится сталкиваться с разного рода мракобесием и бороться с ним.

Нередко при выносе гроба с покойным из дома принято по «народной традиции»(?) три раза качнуть его — якобы покойный тем самым прощается с тем местом, где жил. Но как мертвое тело, в котором уже нет души, может прощаться с домом? И дом-то у покойного теперь совсем в иных чертогах...
На руки несущих гроб пытаются привязывать какие-то платочки или полотенца. Зачем?
Сочиняются всякого рода самочинные похоронные песнопения, не имеющие отношения к Церкви. По чьему благословению?
Если бы это было необходимо, то в Требнике, в чине отпевания, было бы сказано:
— три раза качнуть гроб с телом перед домом;
— привязать тряпочки на руки несущих гроб.
Но эти указания отсутствуют, и священник обязан бороться с подобным «шаманизмом». Причем, как правило, находится некая «бабушка», берущая на себя роль «организатора ритуалов», вступая в дерзкий спор со священником. Потому что в ее языческом мышлении возникает вопрос: «Как этот незнающий молодой попик может указывать мне, прожившей жизнь, и срамит меня перед всей похоронной процессией?» Понятно без слов, кто посылает эти гневные мысли в ее ограниченный кругозор.
Подобные действия требуют резкого пресечения, так как превращают христианский обряд погребения в языческую оргию. Участь покойного зависит от того, как он жил в этом мире и что стяжал на этой земле, а не от того, как его хоронят «бабушки».
Сегодня многие не имеют представления не только о том, что такое молитва, но и слово «псалтирь» для них бывает ново. И поэтому еще можно считаться (с большим трудом) с тем, что в первые три дня после смерти люди приглашают для этой цели «читальщицу». Она подчас бывает для людей несведующих в этих вопросах каким-то мостом к Церкви и к богу, к тому миру, который иногда вызывает у них даже некий страх из-за непознанности, так как Церковь, ее жизнь и окружение для них что-то потустороннее. С этим фактом с трудом, но мириться можно. Это — еще и один из моментов, помогающих людям, потерявшим близкого человека, найти подобие утешения. Читающие в данный момент являются единственным источником знания для полуверующих, которые часто прибегают к их помощи исключительно из страха за своего покойного.

Но этим самым поощряется полуцерковная практика похорон. Мы сами развращаем подобную категорию людей, которые мнят потом о «своей молитве», что на них-то и держится все Царствие Небесное.

Когда слышишь о том, что «бабушек для чтения» приглашают на годовщины смерти, то возникает вопрос: «А где же Церковь со своими требами и священнослужителями?»

На годовщины надо заказывать панихиды, поминальные обеды (лучше в церкви) без алкоголя, заказывать сорокоусты о поминовении, подавать поминальные записки.

Очень часто эти же самые бабушки убеждают людей в том, что их присутствие всегда необходимо, занимаясь саморекламой. Даже нередко пугают людей совершением греха в том случае, если они пригласят кого-то другого. Понятно, что причина кроется в боязни лишиться заработка. Поэтому-то они действуют — эти «беспоповские чины», и вытесняют Церковь из нашей жизни, насаждается «институт старушек» неизвестных профессий.

Часто священники, не дающие благословения на данную деятельность, становятся врагами читальщиц, так как «бабушки» лишаются не только заработка, но и, что для них более существенно, духовного авторитета и возможности псевдоокормления своих почитателей.

«Вне Церкви нет спасения», — это мы знаем из святоотеческого Учения. Околоцерковные люди, берущие на себя духовные роли, занимаются не своим делом, пребывая не просто в «бесовской прелести», но и сознательно обманывая людей. Потому-то и не действуют на них запреты священников, потому творят они свою волю, потому-то боятся лишиться денег и почитания. Гордыня — вот причина их поведения, так как кроткий молитвенник всегда исполняет благословение Церкви, даже борясь со своим внутренним «Я».

Очень редко, но встречаются среди них люди бескорыстные, они и ведут себя скромно, воздерживаясь от поучений. Но это только те, кто готов из чувства милосердия просто помочь людям, пребывающим в горе, ослабить его.

Вообще, молиться за своих покойных можно, да и нужно всегда, например, во многих храмах и монастырях можно заказать чтение «Неусыпаемой Псалтири».

Вывод один — учитесь сами чтению псалтири на церковно-славянском языке, ведь это норма для православного верующего человека, учитесь молиться за покойных, приходите в церковь, где есть любая литература, обучающая элементарным нормам молитвы за покойных, посещайте Воскресные школы, спрашивайте совета у священников и монахов.

Приходите за помощью в Церковь, а не прибегайте к услугам самозванцев.