Христианские уроки


11.09.2004

Всенощное бдение

Слова «всенощное бдение» в переводе на русский язык означают «богослужение, которое длится всю ночь». И в самом деле, в первые века христианства верующие по ночам, боясь преследований, собирались в катакомбах и иных укрытиях, молясь всю ночь.

Ночные богослужения были широко распространены на Востоке. Они совершались в ночь перед воскресными днями, перед Пасхой, Богоявлением и днями памяти святых мучеников. Впоследствии всенощные службы стали совершаться и перед другими праздниками, а время начала их перенесли на вторую половину дня (так, например, в Раифском монастыре Всенощная начинается в 15.30 и заканчивается около 18 часов).

Составителями чина Всенощной были Святые отцы, в числе их св. Иоанн Златоуст и преп. Иоанн Дамаскин. Всенощная объединяет великую вечерню с литией и благословением хлебов, утреню и первый час. Молитвенный дух всенощной подготавливает христианина отложить все земные попечения и достойно, с чистой совестью приступить утром к Божественной литургии. Перед началом службы положен благовест: сначала в большой колокол, потом во все колокола — празднично.

В сегодняшнем номере пойдет рассказ о Вечерне.

На службе в Ильинском храме. Фото Д. Катаргина

Вечерня

Перед ее началом открываются царские врата, совершается каждение алтаря в знамение Духа Святого. Диакон возглашает Восстаните и испрашивает благословение священника на начало богослужения. Священник, прославляя Святую Троицу возглашает: "Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков". Хор поет: "Аминь". (Слово «Аминь» в переводе с еврейского означает: «истинно», «да будет так».) Словом «Аминь» заканчиваются все молитвы, оно, по слову блаженного Иеронима является «печатью молитв»...

Священнослужители в алтаре поют «Приидите, поклонимся…». Совершается каждение всего храма. Хор поет 103 псалом «Благослови, душе моя, Господа». В нем прославляется Бог Творец всего видимого и невидимого, выражается блаженство, которое человек испытывал в раю. Но человек ослушался Бога и лишился рая. И как райские двери, закрываются царские врата.

Как моление о прощении произносится великая ектения. Это моление всей церкви, испрашивание Божественной помощи грешному человеку в жизни, начинается она призывом молиться миром, то есть в мирном духе и единодушии. Хор на каждое прошение отвечает: "Господи, помилуй или: Подай, Господи". Это кратчайшая молитва, принятая всем христианским миром. Ее мы повторяем всю нашу жизнь.

Для примирения с Богом и восстановления духовного общения с ним человеку нужно осознать свою греховность, и в жизни следовать заповедям Божиим. Пением псалма 1 «Блажен муж» напоминается верующим, что избравшие путь своевольной жизни без помощи Божией уклоняются на путь погибели.

После малой ектении поются стихиры (песнопения, повествующие о празднуемом событии) со стихами — краткими песнями, обычно взятыми из Псалтири. Пением «Господи, воззвах», и каждением в это время, изображаются времена, когда был дан Богом через Моисея Закон и установлено богослужение. Последняя стихира — песнь во славу Божией Матери. Во время пения ее совершается вход с кадилом в алтарь, изображающий принесение словесной жертвы — молитвы хвалы, благодарения. Вечерний вход также символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей.

В песне «Свете Тихий» рассказывается о пришествии Христа в грешный мир и о начале нового дня, свет которого принес Спаситель, дня вечности, дарованного Им человечеству. В ней выражается христианское учение о духовном свете, просвещающем человека. Священник целует престол, что означает Воскресение Господа и явление Его по Воскресении людям. Поется Прокимен (т.е. «предшествующий») — молитва перед чтением паримий — чтений из Ветхого Завета, содержащих проповедь об ожидаемом спасении.

Моление церкви усиливается в сугубой (усердной) ектении, испрашивающей людям великих и богатых милостей у Бога. Настойчивость прошения поддерживается трехкратным пением "Господи, помилуй. Сподоби, Господи" — это молитва о безгрешном вечере и хвала Богу. В просительной ектении высказывается просьба о духовных нуждах христианина. Священник возглашает: "Мир всем", а диакон призывает молящихся склонить головы в знак смирения.

Далее следует лития — молитвы Церкви за весь мир и его нужды. Совершается она перед большими праздниками. В обычные же субботы ее не бывает.

Лития совершается в середине храма — ближе ко входу, что знаменует смирение перед Богом. В молитвах Церковь обращается с просьбой ко всем святым ходатайствовать за всех христиан перед Богом. Она просит об избавлении от стихийных бедствий, войн и междоусобиц, просит Господа смягчить Его гнев на грехи человечества.

После литии священнослужители идут к царским вратам, как бы восходя на небо. Хор поет молитвы о празднуемом священном событии.

Песнопение Ныне отпущаеши — это восклицание Симеона Богоприимца при принесении младенца Иисуса в храм, еще раз напоминает нам о ниспослании в мир Спасителя. Трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас…",  "Пресвятая Троица, помилуй нас….", "Отче наш" — это молитвы, которыми начинается и заканчивается богослужение.

Если совершалась лития, то на вынесенном столике на специальную вазу кладутся пять хлебов, что напоминает о насыщении Иисусом Христом 5000 человек, ставятся на нее чашечки с пшеницей, вином и елеем. Священник молится об умножении этих Божиих даров и благословляет их.

Хор поет: "Буди имя Господне благословенно отныне и до века", затем часть 33-го псалма. Этим возносится благодарение Богу за прошедший день.

Заканчивается вечерня просьбой о благословении Господнем.