Христианские уроки


25.06.2005

Молитва

По словам св. Иоанна Кронштадтского,

«молитва есть златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и с Богом — источником жизни». Особое место занимают молитвы к Пресвятой Богородице, которые в Православии представляют собою непревзойденные поэтические шедевры любви и нежного почитания Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Молитва раскрывает в человеке духовную, высшую сторону его существования. Человек естественно нуждается в Боге, Который один может насытить духовный голод человека. В молитве человек находит свое внутреннее равновесие. Он познает, откуда он приходит и куда идет. В молитве духовные искания и стремления, присущие каждому человеку, принимают устремленное к Богу направление. Благодаря молитве гармонично развивается вся личность человека.

Молитва может сопровождаться внешними знаками благоговения: слова, крестное знамение, коленопреклонение, поклоны. Но она может быть и без слов и внешних проявлений — это внутренняя или углубленная (умная) молитва усердных христиан.

Молитва может быть домашней (частной) и общественной или церковной. Домашняя молитва христианина обязательна утром и вечером, до и после принятия пищи, перед началом и окончанием всякого дела.

Церковная молитва

предписывается в воскресные и праздничные дни и в те дни, когда мы свободны от дел. Естественная стихия христианина в церкви — это молитва. В предстоянии перед Богом Церковь находит свое назначение и подлинное бытие, поэтому храмовая молитва выше домашней молитвы. Храмовая молитва возносится от всех верующих, собранных воедино во имя Христа, и сам Христос невидимо, но реально присутствует в церковном собрании. Храмовая молитва не противоречит частной, но, входя в храм, мы расширяем свои молитвы до пределов всей Церкви, и не только сливаемся с другими людьми в этом молитвенном единстве, но вбираем в себя все неисчислимое богатство молитв, в которых Церковь себя выразила.

Коленопреклоненная молитва во время торжественной литургии в праздник Троицы. Раифский монастырь, 2004. Фото Василия Ниссена


МОЛИТВА имеет исключительное значение в жизни христианина.

Молитва – это благоговейная беседа человека с Богом.

Молитва является основой и центром христианской жизни.

Молитва – это обращение к Богу непосредственно или через Святых Его, обращение, которое можно сравнивать лишь с обращением ребенка слабого в своих силах и разуме, к родителю.


Исключительно важное значение Церковь придает молитве Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Монашествующие должны повторять ее постоянно, а живущим в миру предлагается пользоваться ею для отражения всякого дурного движения души и при совершении всякого ответственного дела. Благодаря постоянному памятованию Иисуса очищается ум, просветляется «внутренний человек» божественной благодатью и вселяется в душу Святой Дух. В православном аскетическом предании Иисусова молитва является сосредоточением всей духовной жизни. Об этом писали преподобные Нил Сорский, Паисий Величковский, Серафим Саровский, Оптинские старцы и св. Иоанн Кронштадтский.

В упражнении молитвой Иисусовой мы развиваем вид смирения, называемый плачем. Плач есть сердечное чувство покаяния, спасительной печали о греховности и разнообразной, многочисленной немощи человека. Плач есть дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит. Плач это жертва Богу от падшего человеческого духа для обновления человеческого духа Святым Божиим Духом.

Из всех великих и богатых даров Господних, данных бедному человечеству — последний величественный и совершенный дар Совершенного Бога — спасаться непрерывным призыванием Его имени. Это чудесное и великое имя Сам Господь повелевает употреблять в молитвах. «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне.... Доныне вы ничего не просили во имя Мое — просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 14, 13-14; 16,23-24).

Виды молитв:

1. Славословные или хвалебные.

2. Благодарственные.

3. Просительные, включая молитвы за усопших.

4. Покаянные.

Славословные молитвы

— это самый совершенный и бескорыстный вид молитв. Как сказал св. Феофан Затворник: «Славословие не есть холодное созерцание свойств Божиих, а живое ощущение их с радостью и восхищением». Некоторые из славословных молитв принесены ангелами на землю. Как например: «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас». Другие же молитвы сотворены многими святыми и благочестивыми людьми — это Псалмы и Каноны св. Иоанна Дамаскина, св. Иоанна Златоуста и ряд других.

Благодарственные молитвы

обычно имеют частный характер, когда мы благодарим Господа за проявленную нам милость, также часто мы благодарим за милости стране нашей или всему человечеству. К сожалению, благодарить Бога мы, получив благодеяние, иногда забываем, уподобляясь девяти прокаженным, когда только один, да и то самаритянин, принес хвалу и благодарность Иисусу Христу.

Просительные молитвы

вызваны сознанием человека своей слабости, немощности, неопытности. По причине страстей наша душа больна и немощна. Мы просим помощи в преодолении наших грехов и недостатков, помощи, когда нам грозит беда. Предстоят испытания или болезни, голод. Но если мы только просим, а не благодарим при этом Господа за то, что уже есть — то это нечестно. Значит, мы еще не освободились от гордости, ставим свое «я» выше всего.

Просительные молитвы часто соединяются с хвалебными и благодарственными. Этому учит нас Сам Иисус Христос в молитве Господней, данной Им ученикам, а через них всему человечеству. Примером этому является и «Трисвятое» — одна из самых близких христианам молитв, которую мы учим еще в детстве.

Особый вид просительной молитвы — это молитва за усопших. Заупокойная служба совершается каждую субботу (кроме праздников), но есть и Вселенские родительские субботы (мясопустная суббота, Троицкая, субботы второй, третьей и четвертой недели Великого поста). Во вторник Фоминой недели совершается верующими поминовение усопших, чтобы разделить великую радость Воскресения Христова с умершими в надежде блаженного воскресения их, радость которого возвестил умершим сам Господь наш, когда сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения носит название «Радоница».

Святая Православная Церковь, как попечительная мать, ежедневно во всех Богослужениях возносит моления за всех, отшедших в страну вечности, чад своих.

Покаянные молитвы

должны быть особенно частыми в домашней молитве. Мы погрязли в грехах безмерно, а современный строй нашей личной жизни содержит столько нечистоты, что нам по завету св. Сысоя Великого нужно всегда видеть себя ниже всякой твари и оплакивать это. Для усиления покаянного стремления нам даны посты и предписано каждую среду и пятницу особенно упражняться в покаянии. Покаяние должно быть глубоким, от всего сердца, от всего ума, с великим смирением. Св. Иоанн Кронштадтский сказал: «Молясь, нужно все творение представлять как ничто перед Богом, а единого Бога — всем. Назидательный образ настроения молящегося мы видим в причте о мытаре и фарисее.

Как совершать молитву

Преподобный Исаак Сирский писал: «Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтобы не прогневать Бога твоим неблагоразумием. Но будь премудр, чтобы сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, кто судит скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя». Молитва должна быть прилежна, должна соединяться с твердою верою в благодать и всемогущество Отца Небесного. Не нужно унывать прося. Если молитва не услышана сразу, молящийся не должен падать духом — это испытание, а не отказ.