Христианские уроки


12.02.2006

Наука и православие

Во все годы советской власти нас убеждали в том, что наука и религия явления несовместимые. Для усиления этого догмата применялись методы психического и физического воздействия: закрывались храмы, шли на расстрел и в лагеря священнослужители, запрещались молебны и панихиды вне церкви.

А если, например, учительница крестила своего ребенка, то ее увольняли с работы; знаю случай, когда из университета был изгнан талантливый доцент за то, что он церковно оформил свой брак, в школах «прорабатывали» детей, посетивших с бабушками на Пасху храм. И таких примеров множество. Объяснение этому заключается в том, что коммунизм по существу был тоже религией: со своими догматами, общественными обрядами, святыми и даже мощами. Религия эта тоталитарного и фундаменталистского характера и весьма агрессивна.

 

"Сам Он даровал неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и середину времен... круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, различия растений и силы корней.

Ветхий Завет. Книга Премудрости 7, 17

Христианство никогда не отвергало науку

Апостол Павел был одним из выдающихся ученых своего времени, то же можно сказать о святых Григории Богослове, Василии Великом и Иоанне Златоусте, св. Амвросии, митрополите Филарете, о. Павле Флоренском, Д.С. Лихачеве и многих других.

В эпоху нашествия варваров Церковь спасла античную философскую мысль и остатки греко-римской культуры. Когда уничтожались очаги цивилизации, сжигались библиотеки, когда наступала пора всеобщего одичания, Церковь явилась единственной спасительницей культурного наследия. Только в ее среде тысячи монахов трудились над переписыванием рукописей. Достаточно напомнить труды насельников Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавры, Соловецкого монастыря.

Под благотворным влиянием Церкви примитивный варварский ум стал медленно просвещаться; и тогда, в средние века, возникла самобытная христианская культура, особенно проявившаяся в архитектуре и живописи. Средневековые соборы и доныне изумляют своей дивной красотой. Все позднейшее европейское искусство развилось из средневекового церковного искусства, но, оторвавшись от него, не создало ничего равного ему по величественной красоте, одухотворенной религиозным миропониманием. В церковном искусстве не было шаблонов, но оно развивалось с учетом национальных традиций. Поэтому древняя русская церковь не похожа на западную, русская икона отличается от европейской, но так же, как и там, русское церковное миропонимание, обеспечило дальнейшее развитие национальной культуры.

В тиши монастырских келий

лучшие умы работали не только над разрешением богословских и философских вопросов, но и сделали крупнейшие открытия в области математики, физики и астрономии. Великие богословы были одновременно и разносторонними учеными. К выше названным именам нужно добавить имена Коперника, Галилея, Гальвани, Декарта, Паскаля, Максима Грека и тех, чьи имена история не сохранила.

Среди всеобщего упадка, когда народы как бы вернулись к первобытному состоянию, христианская философия была для них прежде всего школой логического мышления; она учила правильному рассуждению, опираясь на доказательства и выводя из них связные заключения. Именно христианско-философская школа породила научный подход к явлениям природы и экспериментальные методы научного исследования, которые привели к ряду открытий, а в дальнейшем к невиданному расцвету естественных наук.

В XIII веке в Европе

возникли первые христианские университеты (Париж 1215 г., Монпелье 1225, Саламанка, Оксфорд, Упсала). В России христианское образование шло из монастырей, при которых создавались библиотеки и духовные школы. То, что в России высшие учебные заведения появились позже чем в Европе, объясняется в основном тем, что страна долго находилась под чужеземным гнетом, но она же была тем щитом, который защитил Европу и позволил ей развиваться.

В 1685 году в Москве начала работать Славяно-греко-латинская академия, она явилась центром научной мысли, в ней работали выдающиеся ученые того времени. На базе ее возникли Московская духовная академия и Московский университет. В Казанской духовной академии трудились крупные ученые: филологи Бодуэн де Куртенэ и Н.И. Ильминский, профессор В.А. Богородицкий, философы В.И. Несмелов и митрополит Антоний.

Науку и религию объединяет стремление к истине. Различие же в том, что религия истину знает — она заключена в Божественном Откровении, а богословие устанавливает связи его с повседневной жизнью людей, их психологией и учит совершенному почитанию Бога. Религия создала свою науку — богословие, тщательно изучающую историю Творения, способствует лучшему пониманию благодатного действия Святого Духа, разрабатывает методику изучения Божественного писания, познания отдельных свойств Бога, который, однако, полностью не может быть познан.

Светская наука наблюдает окружающий мир, исследует его опытным путем и делает заключения, медленно продвигаясь к истине — построению общей теории мира. Наука номинально преследует благородные цели: сделать жизнь человека свободной от изнурительного труда, ликвидировать болезни, расширить возможности общения людей, добиться изобилия продуктов питания. Однако происками сил зла и безответственностью ряда ученых новейшие достижения науки часто идут на создание новейших средств уничтожения людей и приближают возможность глобальной катастрофы. Христиане убеждены, что конец мира определяет только Бог и что Он может ликвидировать все амбициозные планы завоевателей людей и их душ.

Выдающиеся естествоиспытатели

часто, размышляя над результатами своих исследований, приходили к убеждению, что случайности в мире нет, что все создано по гениальному единому плану, приходили к вере в Бога — Творца всего видимого и невидимого. Да и сами великие открытия воспринимались ими как дар откровения Святого Духа. Гениальный Макс Планк, совершивший революцию в физике, создав квантовую механику, писал: «мы не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате ищут истину и приходят к исповеданию Бога». Большинство великих ученых верили в Бога, среди них: Галилей, Коперник, Ньютон, Декарт, Гальвани, Лейбниц, Паскаль Луи Пастер, Эйнштейн, Рентген, Макс Планк и др. Среди русских ученых: М.В. Ломоносов, И.П. Павлов, В.И. Вернадский, А.Н. Крылов, В.И. Несмелов, Б.В. Раушенбах, Л.Н. Сретенский, С. П. Королев, — и это только небольшая часть.

В начале моей инженерной деятельности

Бог дал счастье работать под руководством крупных ученых, заключенных в так называемую «Бериевскую шарашку». Среди них были В.П Глушко, С.П Королев, Г.С. Жирицкий, Б.С. Стечкин, Д.Д. Севрук, Д.Я. Брагин — то есть цвет русской космической науки и техники. В этом КБ были разработаны принципы построения межконтинентальных баллистических ракет, осуществленные на практике уже после освобождения и переезда под Москву в Подлипки (теперь город Королев).

По поведению и разговорам этих высококультурных людей чувствовалось, что они не безбожники. Свои чувства они скрывали, но не всегда. В конце1943 года, когда режим в «шарашке» был несколько ослаблен, и по особому разрешению отдельных заключенных выпускали с конвоирами в город, например, в театр, умерла жившая на воле жена ведущего конструктора Л.Б. Артишевского. Друзья его упросили начальство разрешить им участвовать в обряде отпевания в храме Ярославских чудотворцев (тогда единственном на весь город). Было трогательно смотреть, как эти невинно страдающие люди с радостью взирали на иконы и молились. Г.С.Жирицкий, высокий, статный в высоко поднятой руке держал свечу, и для него никого не было вокруг — только он и Бог. Впоследствии я много раз был у него дома, он был мировым авторитетом в области турбостроения, знавшим все европейские языки, христианином, познавшим мировую культуру. Он происходил из древнего дворянского рода, никогда не скрывал этого, а гордился. Он верил в Бога глубоко, а не по внешним обрядам. С.П. Королев, когда ему представилась возможность, много помогал восстанавливаемым монастырям. С академиком Б.С.Стечкиным впоследствии мы встретились во время литургии в Успенском храме Троице-Сергиевой Лавры.

Многие конструкторы и изобретатели

брали в основу своих изысканий образцы из природы. Восхищаясь недосягаемым совершенством их, они неизбежно приходили вере в Творца. Выдающийся русский авиационный конструктор Игорь Иванович Сикорский серьезно изучал механику полета птиц и насекомых, планирующих семян растений. В результате он построил в России первый в мире тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», настолько удачный, что была построена большая серия этих машин. Достаточно сказать, что во время Гражданской войны ВВС красных имели три полка из самолетов «Илья Муромец».

Советское правительство отказалось от услуг Сикорского, и он уехал в Америку. Здесь ему создали хорошо обеспеченное конструкторское бюро и все условия для творчества. Было спроектировано несколько самолетов, но потом Игорь Иванович сосредоточил свои усилия на создание первого в мире надежного и эффективного вертолета. Несколько типов их приняты на вооружение ВВС Соединенных Штатов и многих стран. Они отлично показали себя во время Вьетнамской войны, работы над новыми моделями продолжаются и сейчас в мощной корпорации «Сикорский».

Игорь Иванович Сикорский был глубоко верующим христианином. Он не только творил технику, но и писал религиозные книги. В книге о молитве Господней он подводит читателя к восприятию величия Небесного Отца и к пониманию высшей действительности мира.

Идею безмерности добра и ограниченности зла Сикорский выражает в словах, базирующихся на физических образах и понятиях. Совершенно очевидно, говорит он, что интенсивность света и интенсивность тьмы совершенно различны. Человек может создать известной силы свет, но Солнце дает в неизмеримое множество раз больше света, чем все то, что может быть создано рукою человека. Но есть звезды, которые во много тысяч раз пламеннее Солнца. В мире существует свет бесконечно больший, чес мы можем представить. Выражение «огромный» или «бесконечный» свет вполне подходит к реальности света в мироздании.

Не так в отношении тьмы... Понятие «огромной» или «бесконечной» тьмы уже не имеет никакого смысла. Полная тьма – все, что мы можем сказать о самой глубокой тьме. И если спуститься в шахту на глубине нескольких сотен метров или войти в туннель, тьма там будет такая же как и «тьма кромешная» (т.е. внешняя). Поэтому человек может испытывать нечто подобное в совершенной тьме, но от совершенного света человек далек. Этот высший свет есть то, чего человек не может ни воспроизвести, ни увидеть, ни представить, ни вынести в своем земном состоянии.

Это же можно сказать и в отношении температуры. В то время как слова «миллионы градусов выше точки замерзания воды» соответствуют реальности, выражение «тысяча градусов ниже точки замерзания» уже не имеет смысла, так как такой температуры в природе нет. Как известно, 273 градуса Цельсия ниже точки замерзания - это предельно низкая температура, «абсолютный нуль». Мы видим, что в то время как тьма и холод достигают на Земле своих пределов, свет и тепло в этом мире являются лишь небольшим началом, какой-то незначительной ступенью к свету и теплу, существующему в высшем, Божьем мире. Не есть ли это ясное указание на то, что существует высшая Жизнь?

Зло и страдание, которое мы встречаем на земле, тоже, может быть, близко к максимуму зла и страдания. Но блаженство и счастье Божественной, гармоничной небесной жизни несравненно выше и больше того счастья, которого человек может достигнуть на Земле.

Игумен Филарет
(профессор
С. Златоустов).
 
В публикации использованы выдержки из книг:
«Свет и Жизнь» и «Непознанный мир веры»