Христианские уроки


24.04.2006

Главная истина нашей веры

Воскресение — подтверждение всего, что делал и чему учил Иисус Христос. По слову апостола Павла:«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор 15, 14). Воскреснув, Христос дал обещанное окончательное доказательство Своей божественной власти и поэтому все истины, даже и те, которые с трудом воспринимает человеческий ум — находят себе оправдание.

О Воскресении Иисуса Христа говорит Новый Завет, о нем знали со слов очевидцев первые христианские общины. Слова «по Писанию» в Символе веры указывают, что Воскресение Христа — это исполнение обещаний Ветхого Завета и Самого Иисуса во время Его земной жизни. Эти знания, значительно углубленные в наши дни после открытия и изучения древних рукописей, образуют пасхальную тайну, как важнейший догмат христианской веры.

Пасхальная тайна: смертью Своей Иисус Христос избавляет нас от греха, Воскресением открывает путь в жизнь новую. Она в первую очередь является оправданием, которое восстанавливает нас в благодати Божией «дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Она состоит в победе над смертью как порождением греха и новом участии в благодати. Она исполняет усыновление, потому что люди становятся братьями Христа: «...иди к братьям Моим и скажи им...(Мф.28, 10; Ин. 20,17). Братья не по природе, а по дару благодати, ибо это усыновление дает реальное участие в жизни Сына, полностью открывшейся в Воскресении.

Наиболее древнее письменное свидетельство о Воскресении Христа приведено в Первом послании апостола Павла к Коринфянам, написанном в 57 году. Он напоминает членам общины Коринфа: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, что явился Кифе потом Двенадцати. Потом явился более нежели пятистам братий....А после всех явился и мне, как некому извергу» (1 Кор.15, 3-6..8). Апостол Павел основывается своими словами на живую традицию свидетельств Воскресения, с которой он познакомился после своего обращения на пути в Дамаск (Деян. 9, 3-18), в самом Дамаске, а затем в Иерусалиме, встречаясь с жителями города, помнящими о Чудесном Событии, людьми известными и уважаемыми. Наиболее же полное представление о Воскресении он получил от апостолов Петра и Иакова, на которое он потом часто ссылается в своих посланиях.

Враги христианства начиная с первых лет его существования и до сегодняшнего дня оспаривают сам факт Воскресения. Это и не удивительно, поскольку Воскресение Христа было сильнейшим ударом против всего царства сатаны.

Клевету против Воскресения начали первосвященники иудейские, которые предчувствовали, что Христос воскреснет. И Они сразу же после погребения потребовали поставить стражу у гроба, утверждая, что Тело Христа похитят ученики, и будут говорить о Воскресении, но они больше же надеялись на то, что когда Христос воскреснет, стража схватит его, чтобы оставить это Событие в тайне. Но мы знаем, что стража не могла как-то помешать Воскресению — она разбежалась в страхе. И не было никакой нужды сочинять рассказы о Воскресении, потому что люди, и не только близкие Иисусу Христу, видели Его в телесном облике, могли коснуться Его, видели, как Он ест с ними рыбу, и это было не один раз за те 40 дней, которые провел на земле Христос по Воскресении.

Иногда задают вопрос: почему Христос не явился Пилату и первосвященникам, чтобы убедить их? Нужно помнить, что эти люди ненавидели Христа, их поддерживали силы диавола и поэтому они были недостойны видеть Воскресшего. А по иудейским законам того времени для доказательства какого-либо события достаточно было двух свидетелей, здесь же были сотни.

АТЕИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, что Иисус не умер на кресте, а вошел в состояние клинической смерти, после которой Он пришел в сознание. Эта ложь опровергается тем, что Христос после Воскресения приобрел тело то же самое, которое прошло через мучения и распятие, ибо Он еще несет на Себе следы страданий (Лк. 24, 40). Но это подлинное реальное тело. Оно обладает новыми свойствами прославленной плоти, Иисус уже не находится во власти пространства и времени. Его тело «одухотворено» и «прославлено» и поэтому не подвергается тем ограничениям, которым подвергаются обычные материальные существа. Он внезапно появляется и исчезает, проходит через стены запертой горницы.

Воскресение Христа не было возвращением к земной жизни, как дочери Иаира, юноши из Наина, Лазаря — они обрели обычную земную жизнь и умерли когда пришло их время, Христос же в воскресшей плоти перешел к иной жизни. Его плоть исполнена мощи Святого Духа и по слову апостола Павла Он стал человеком небесным (1Кор.15,35-50).

Другие авторы утверждали, что Христос настолько сильно воздействовал на учеников, что они видели Его, находясь как бы под действием гипноза. Поэтому в Воскресении, по мысли этих авторов, есть вымысел апостолов. Действительно, когда Христос появился внезапно среди учеников в запертой горнице «стал посреди них и сказал им: «Мир вам!», им в самом деле показалось, что они видят духа, Но Иисус рассеял их сомнения и страх и убедил их, что «это Он Сам»... «Осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите, Меня». Ученики еще не могли оправиться от удивления, «они от радости еще не верили и дивились». И тогда Иисус, чтобы окончательно убедить их, попросил дать ему пищу — «и взяв, ел перед ними» (Лк. 24, 36-43).

Христос знал о грядущих испытаниях веры апостолов, видевших страдания на Кресте и смерть Учителя. Незадолго до Голгофы Он обратился к Симону Петру: «Симон!, Симон! Се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я думал о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда обратившись, утверди братьев твоих». (Лк. 22, 31-32).

Потрясение, вызванное страданиями Христа, было так велико у апостолов, что не все поверили известию, принесенному женами-мироносицами. Апостол Лука записал, что они «возвратившись от гроба возвестили все это (то есть что тела Христа нет во гробе) одиннадцати и всем прочим...и показались им слова их пустыми , и не поверили им» (Лк 24, 9; 11).

После Воскресения Сам Иисус Христос ищет встречи с учениками, чтобы они воочию убедились в Его реальности, что перед ними не призрак и их ощущения естественны и не являются иллюзией. Для этого был нужен контакт через осязание. Апостол Фома, не присутствовавший при явлении Христа в горнице, не поверил собравшимся и сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Спустя восемь дней Иисус вторично пришел в Сионскую Горницу, чтобы исполнить желание «неверующего» Фомы, говоря ему: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Моии, не будь неверующим, но верующим». Когда же Фома исповедовал свою веру словами «Господь мой и Бог мой!», Иисус сказал ему «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 24-29).

Сомнение апостолов и отказ апостола Фомы поверить на слово о Воскресении, как говорится в Евангелии, свидетельствует о том, что апостолы и ученики не сразу признали Воскресение из мертвых. Они не могли полностью осознать это, и сомнение апостола Фомы отчасти связано с тем, что он не увидел на лицах учеников великой радости, но смешанную с какой-то неуверенностью. Фома поверил только после физического ощущения тела Христа. Все это является доказательством того, что Воскресение не есть «легенда, сочиненная учениками», что это «вымысел веры».

Бог пришел после Воскресения на землю, чтобы утвердить в вере в Христа учеников, а через них и всех людей земли. Евангелие говорит об этом в описании встречи двух исповедников Христа с Учителем, Которого они вначале и не узнали. Они шли «печальны» из-за утраченных надежд на Христа как Мессию-Освободителя: «а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24, 21). Их настроение совершенно изменилось, когда тот Незнакомец, с Которым они беседовали по дороге, есть Сам Христос. Уверенность в Воскресении Христа, Которого они видели рядом с собой, полностью изменила их. Они приобрели глубину веры и свидетельствовали всем о Воскресении Христа из мертвых.

Сорок дней был Христос с учениками от Воскресения до Вознесения. Он укреплял тот фундамент веры апостолов, который был создан самим фактом Воскресения, Он готовил их к принятию Святого Духа и к распространению веры в Воскресшего по всей земле. Апостолы, а через них и все христиане стали братьями Христа.

Петр, апостолы и ученики прекрасно понимали, что их подлинное и главное призвание отныне — быть «свидетелями» воскресшего Христа, так как от этого неповторимого и удивительного события зависела вера в Него и принятие Его спасительного послания. Христианин видит их глазами, убеждается в славном Воскресении распятого Христа и поэтому полностью верит в Того, Кто есть Путь, Истина, Жизнь и Свет мира, возвещая о нем радостно и отважно. Таким образом «пасхальное свидетельство» является характерной чертой христианина.

«Пасхальное свидетельство» выражается прежде всего в постоянных и решительных усилиях, направленных на достижение совершенства, в непреложном исполнении требований, налагаемых крещением. Оно обязывает со здравым чувством реальности воспринимать притеснения и преследования и всегда помнить слова Иисуса Христа: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.... В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 15, 18; 16, 33). «Пасхальное свидетельство» проявляется в идеале любви, в котором христианин, несмотря на страдания, вызванные многочисленными печальными обстоятельствами, в которых пребывает человечество, чувствует себя добрым самарянином. Человеком всегда готовым к самым разным делам милосердия, как преходящего, так и духовного свойства, постоянно разрушая преграды эгоизма и тем самым являя любовь к Отцу.

Воскресение Христа — и Сам Христос воскресший — есть начало и источник нашего будущего воскресения: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.....Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор 15, 20-22). В ожидании исполнения этого Христос воскресший живет в сердцах Своих верных. В Нем христиане получают «сил будущего века» (Евр. 6, 5), и жизнь их увлечена Христом в лоно жизни в Боге, чтобы они: «уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5,15).

Игумен Филарет
(Злотоустов)