Христианские уроки


15.03.2007

Размышления над веществом счастья

«Счастье — что это?» — спросили малыша. «Это когда все хорошо», — ответил он. Для него достаточно, чтобы были мама и папа, чтобы были игрушки, чтобы он был сыт и одет. Но с возрастом круг показателей, обеспечивающих счастье, растет, как снежный ком...

Одним из величайших заблуждений человечества является вера в то, что счастье дают богатство, слава и власть. Даже поверхностное рассмотрение этих признаков (правильнее сказать — призраков) счастья неизбежно приводит к сомнениям.

Богатство всегда связано с накопительством и приобретательством. Достигнутое на сегодня вызывает неутолимую жажду дальнейшего увеличения. Например, кого полностью удовлетворяет своя автомашина? Всегда есть стремление купить престижную модель, а то и две, три... То же можно сказать о домах, драгоценностях и обо всем остальном в мире вещизма. У собственника нет покоя, а есть страх перед грабителями.

Слава переменна и капризна. Так в артистической среде конкуренция и зависть приводит часто не только к охаиванию соперников, но иногда даже к прямым враждебным действиям через подкупленную прессу, зрителей, врачей. Потеря славы приводит к моральному угнетению, полному разочарованию в жизни. Сказанное относится не только к творческим профессиям.

Власть — это самое страшное искушение. Если оно не встречает внутреннего сопротивления и не очень жестко ограничивается окружающими, то вырастает деспотизм. Правитель- деспот подбирает послушных вассалов, поддерживающих власть, а для недовольных граждан достаточно места в лагерях и могилах. Однако властелин постоянно боится покушений, создает гигантский аппарат подавления, но страх не проходит и возмездие неизбежно. Достаточно вспомнить ряд исторических имен, закончивших свою жизнь позорной смертью.

Как же добиться счастья? Христианство дает однозначный ответ на этот вопрос: нужно постоянно быть в единении с Богом. Это означает, что нужно любить Бога превыше всего, соблюдать Его заповеди и с любовью относиться ко всем людям, ко всему созданному Богом на земле. Нужно верить, что Бог не допустит напрасных бед, что всё действительно необходимое будет получено теми, кто трудится. Если же случаются неприятности и беды, то они заслуженны и тот, кто терпеливо переносит их, в конце концов будет успокоен.

Человек должен всегда стремиться к добру, критикуя свои дела и мысли, исходя из их полезности другим людям и государству. Нужно вырабатывать умение анализировать всю приходящую к тебе информацию через слова и дела других, оценивать ее и принимать решение о своем поведении, не обращать внимания на глупости и клевету, не поддаваясь стремлениям других вывести тебя из равновесия. Не нужно стараться любым путем понравиться другим людям, будь то одежда, льстивые слова, лицемерие.

Умение забывать и прощать — один из ручейков, которые, сливаясь, дают полноводную реку чистых помыслов и дел. Человек — существо общественное, поэтому обращенность на себя препятствует счастью. Любой контакт видящего только себя человека с миром, как правило, приносит огорчения.

Одним из существенных грехов церковь считает гордость. Она проявляется в переоценке себя и приписывании себе качеств, которых нет, самолюбовании и надменности. Окружающие, видя истинное лицо человека, не доверяют ему, а гордец воспринимает это как враждебность против себя и ищет, чем бы уязвить недоброжелателей. Нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей к успеху сопровождается постоянной ориентацией на других: что скажут, что подумают. Самооправдание — это тоже направленность на зрителя: «как все, грешен только в мелких грехах».

Еще один грех, препятствующий счастью это — празднолюбие, леность. Лентяй хочет иметь многое, но без труда это не дается. Приобретенное преступным путем приводит только к несчастью совершившего это.

Важнейшей предпосылкой счастья является способность соизмерять свои потребности с возможностями. Церковь предписывает умеренность во всем. Плохим советчиком является зависть, порицаемая и христианством, и исламом.

После всего сказанного меня могут спросить: как же можно стать в нашей современной жизни счастливым? И я снова повторяю — только через покровительство Бога, который в твоей душе, в твоем разуме. В самом деле: человек честно и старательно работающий, благодаря помощи Бога, достигает больших результатов. Гениальные научные открытия, шедевры литературы, музыки и живописи, величественные здания и «умные машины» приносят истинное счастье своим создателям. Не случайно большинство этих творцов совершенного были верующими людьми. Счастлив врач, спасший больного, рабочий, нашедший лучшую технологию, и все те, кто, призывая Бога, трудятся на благо людям.

Великий труд — воспитание человека в семье, в обществе. Счастье в семье не приходит само собой, но через любовь и доверие. Вершиной же его есть радость о воспитанных детях.

По моему мнению, счастье может быть получено только в результате большого труда, преодоления своей инертности, всего, что мешает напряженному и непрестанному труду.

Среди определенной группы общества бытует убеждение, что не нужно развивать науку, идти по пути научно-технического прогресса, считая это «не богоугодным делом». Они призывают жить «по старинке, как прадеды». Но эти же люди, покинув деревню, селятся в комфортабельных домах, покупают современные телевизоры и, по возможности, автомашины ведущих фирм. Ложность названного убеждения доказывается тем, что Библия говорит о том, что человек должен трудиться, что он должен украшать и совершенствовать отданный ему мир. Поэтому достижения науки и техники, улучшающие жизнь людей, есть благо. Греховна не техника, а те, кто использует ее во зло людям.

Не будем же слишком придирчивы. Посмотрим вокруг на сияние дня, на богатство природы, на детей — ведь прекрасного гораздо больше, чем плохого.

Будем радоваться дарованной нам жизни и тем будем счастливы.

Схиигумен Сергий (Златоустов),
насельник Раифского монастыря