Христианские уроки


26.07.2008

Вопрос-ответ

Что можно просить у Бога? Должна ли я множество раз обращаться по одному поводу или надо просить только один раз? Как знать, услышал ли Господь мои слова?

Анастасия

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

— По определению преподобного Иоанна Дамаскина, «молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, что прилично» (Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. XXIV). Мы можем просить в молитвах все благое — небесное и земное, но на первом месте в наших молитвенных прошениях должно быть спасение.

Нужно вырабатывать в себе навык постоянного молитвенного обращения к Богу. Сам Господь дает нам образ неустанной и упорной молитвы в притче о вдове. «В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему [судье], говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18: 3–7).

Нашу молитву особо возвышает постоянное благодарение Бога. Мы должны делать это не только получив просимое. Уже сама возможность общения со своим Небесным Родителем есть великое благо. Если ребенок лишен возможности общаться с отцом и матерью, то он печалится и страдает.

Господь все наши слова молитвы слышит, а исполняет прошения по Своей Премудрости. Надо молиться и верить. Узнаем мы о том, что Господь принял наши прошения, по плодам нашей молитвы. Если даже не получили того, что просили, но обрели внутреннее спокойствие и мир душевный, значит, молитва не осталась бесплодной.

Можно ли проклясть человека невольной мыслью?

Лена

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

— По причине греховной испорченности в человеке могут возникнуть помыслы зложелания. Но это еще не проклятие. Проклятие есть осознанное словесное действие. Оно опасно не для того, кого проклинают, а для самого проклинающего, ибо, согласно Священному Писанию, является тяжелым грехом. Озлобивший человека и доведший его до произнесения проклятия разделяет с ним вину: «Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым» (Притч. 30: 10).

Проклятие противоположно благословению. Святой апостол Павел заповедует: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12: 14).

Очень много идет полемики по поводу принятия или не принятия новых паспортов, ИНН, и пр. И вроде бы Патриарх свое мнение высказал, и ведущие иерархи тоже, но есть же и другие высказывания совершенно противоположные. Так скажите, ведь ИСТИНА одна, где она?

Отвечает схиигумен Сергий (Златоустов):

— Вы находитесь в плену заблуждений...Паспортов, ИНН, электронных карт — здесь полуграмотным людям внушают страхи, оснований которым нет. Люди начинают верить в идолов — бумаги. Самый великий грех здесь в том, что силу бумаги со знаками ставят выше силы Бога. Но только Бог управляет судьбой людей. Если бы при выдаче документа требовали бы отречения от Бога — тогда, действительно, нужно было бы отказываться. Но ведь этого нет, и на новом паспорте стоит наш старый, царский герб.

Христос повелевает следовать словам Евангелия, выполнять основную заповедь любви (Мф 22, 36-40), искать праведности (Мф 25, 31-46).

Для христианина обязательно послушание высшему священноначалию: Патриарху, Синоду. Отдельные епископы, наказанные Патриархом, в отместку распускают слухи, искажающие его слова. Но нужно также помнить, что истина исходит не от отдельных святых «Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит: Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки». Истина принадлежит всей Церкви, выразителем которой является Патриарх.

А вместо борьбы с бумагами лучше потратить силы на действительные наши беды: курение, пьянство, разврат, наркомания.