Христианские уроки


31.08.2008

Ищите радость и утешение в Боге

Человек стремится к счастью, но на этом пути его подстерегают многие соблазны и искушения. Истинная радость бытия заменяется развлечениями, чувственными удовольствиями, в результате сознание отключается от насущных проблем жизни и загружается пошлыми сюжетами телевидения или дисков, а то и порнографией. Жить сегодняшним днем, не думая о будущем, о своей душе, — это стало нормой современной жизни.

ОБ ИСКУШЕНИЯХ

Дорогой читатель, в этом материале пойдет речь о многих искушениях, смущающих человека. Прочитай не спеша и подумай, свободен ли ты от них, нет ли в твоей душе, в твоем поведении чего-либо близкого к перечисленному?

Искушения могут быть великими, могут быть и малыми. В случае возникновения больших искушений нужно немедленно обращаться к Богу, «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26,41). Просить помощи у Распятого Господа, не смотреть на то, что тебя искушает, только на Распятого Христа, иначе искушение может поколебать твое мужество. Нужно раскрыть свое сердце, тщательно проанализировать обстановку. Не вступай в пререкания с врагом, только повторяй слова Спасителя: «Отойди от меня, сатана» (Мф. 4, 20). Кроме этого, как вспомогательное средство полезно отвлекаться тяжелым трудом или увлекательным занятием.

Мелкие искушения могут быть опаснее больших, так как их мало боятся, думают, обойдется. К ним привыкают, и они в сознании принимаются как нечто входящее в норму поведения. С ними бороться трудно, потому что они не кажутся страшными. Но научиться бороться с ними необходимо — это будет закалкой в борьбе с большими искушениями. Искушения направлены на определенную цель, но не делай ничего в этом направлении из любви к Богу. Если злой дух поймет, что при всех искушениях мы обращаемся к Богу, то он перестанет мучить нас — ему просто надоест.

Укрепляй душу против искушений. В то время, когда нет нападений и искушений со стороны того греха, которому ты больше всего подвержен, упражняйся как можно энергичнее в противоположных ему добродетелях. Если представится случай, иди к нему навстречу, переходя в наступление. Таким образом ты лучше всего укрепишь себя против будущих искушений.

Обращайся к Богу, но не будь самоуверен, не бойся добрых дел, которые кажутся унизительными. Но и не предавай все твои трудности Богу, пытаясь справиться с ними с помощью Божией. Бог не поощряет ленивых, поэтому излишнее упование на Него близко ко греху.

Бог дает духовные радости для того, чтобы отвлечь человека от земных наслаждений и побудить его стремиться к духовной любви. Иногда Бог потом отнимает эти утешения, чтобы научить нас более твердому благочестию среди испытаний и искушений. Мы никогда не должны терять мужества, среди ночи должны ждать света. Надо надеяться в период трудностей и бояться в период благополучия. И в том, и в другом случае надо всегда смиряться.

Через веру в Иисуса Христа мы как бы облекаемся в заслуги Его, и наша духовная нищета прикрывается ими, так что мы спокойно обращаемся к Богу со своими молитвами: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27).

Пища и еда утоляют наш голод только на короткое время, а Иисус Христос наш вечный Ходатай, поэтому вера в Него оправдывает верующего на все времена.

ГОРДОСТЬ — МАТЬ ПОРОКОВ

Рассмотрение конкретных искушений начнем с самого распространенного — гордости и самолюбия. Гордость — мать всех пороков. Гордый человек придает своим качествам более высокую оценку, нежели они имеют. Такой человек не только восхваляет себя в своем сознании, а иногда даже обожает, считая все свои поступки единственно правильными, мысли гениальными, свои недостатки же не признает.

Гордый человек полагается на самого себя, на свои силы и не чувствует нужды в высшей силе и отталкивает ее от себя.

Он признает существование Бога, но не почитает Его, считая себя безгрешным, не нуждающимся в отпущении грехов, да и вообще помощи в жизни, забывая о своей полной зависимости от Бога. Перед Богом, если вспоминает Его, восхваляет свои преимущества в сравнении с другими людьми. Вспомним фарисея из евангельской притчи, который, гордо стоя впереди всех в храме, перечислял свои заслуги в исполнении Закона как исключительно ему принадлежащие, презрительно очерняя мытаря. Но выйдя из храма, он не получил от Господа благодати, она была дарована мытарю, который со слезами смирения каялся в своих прегрешениях.

К сожалению, фарисейская гордость присуща нравственной жизни человечества во все времена, отрывая нас от Бога. Но ведь истинно оценить достоинства и недостатки каждого человека может только Бог. «Человек земля и пепел есть» (Быт. 18, 27), и ему нельзя восхваляться перед Богом. «Если говорим, что нет в нас греха — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). Гордость, вознесшаяся до неба, до ада низвергнется.

ТЩЕСЛАВИЕ

Одно из проявлений гордости — тщеславие. Одержимый им человек старается всегда показать себя стоящим выше других по своим знаниям, умениям, по одежде, автомашине и богатству вообще. В нашей стране это проявляется через двойственность поведения. Писатель Варлам Шаламов, прошедший через 19 лет колымской каторги, так определил закон поведения советского человека: он господин и раб одновременно. Господин часто с проявлением жестокости или издевательства и одновременным восхвалением собственной особы перед людьми, стоящими ниже его по социальной лестнице и нуждающимися в его действиях, соответствующих его должностным обязанностям. Рабом же становится он, стоя с подобострастием перед старшим по чину, унижаясь и стараясь выставить себя лучше других.

Тщеславный человек забывает, что «всякая плоть как трава, и всякая слава человеческая — как цвет травный: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1, 24). Дух честолюбия производит разделение и несогласие в людях, не может быть любви между честолюбивыми. Тщеславие ослепляет человека, он не видит своих недостатков, а некоторыми даже хвалится. Оно рождает своеволие и упрямство и этим отталкивает от пораженного им человека сослуживцев.

Тщеславный человек несчастлив. Ему всегда кажется, что его недооценивают, обходят с поощрениями, а награждают недостойных. Возникает зависть к людям, имеющим лучшие, чем у него, дом, автомашину, должность и т.п. Зависть рождает страсть осуждения, клеветы и злоязычия, презрения и уничижения других.

Примером высокой скромности и любви к людям является великий русский святой преподобный Сергий Радонежский. Много слышал о нем простой земледелец и пожелал увидеть его. При входе за монастырскую ограду спросил братию, где он смог бы повидать их прославленного игумена. Преподобный Сергий в это время трудился на огороде, копая землю под посадку овощей. «Подожди немного, пока он выйдет оттуда», отвечали пришельцу. А тот, заглянув через забор в огород, увидел там смиренного старца в ушитой заплатами одежде и не хотел верить, что это тот самый славный Сергий, о котором он так много слышал. Он снова начал упрашивать братию показать ему игумена.

В это время преподобный вышел, и иноки, указывая на него, сказали: «Вот он самый, кого ты ищешь». Но простец отвернулся от него в сторону и сказал с обидой: «Я издалека пришел посмотреть на пророка, а вы мне показываете какого-то нищего! Напрасно же я трудился, я думал получить пользу душе своей в вашей честной обители, а вместо того получаю только насмешки. Но я еще не дожил до такого безумия, чтобы почесть этого убогого старичка за того знаменитого Сергия, о котором так много слышал славных вещей».

Иноки, оскорбившись за любимого авву, хотели выгнать гостя. Но человек Божий, взглянув на них с удивлением, сказал: «Нет, зачем выгонять его? Он не причинил мне никакого зла. Да если бы и погрешил он в чем-нибудь, мы, духовные, должны исправлять такового в духе кротости» (Гал. 6, 1). И подойдя к мужичку, преподобный поклонился ему со смирением, взял гостя за руку, посадил рядом с собой за трапезу и сам стал угощать его.

Странник, видя такое участие, пожаловался, что ему никак не удается увидеть игумена Сергия. «Не скорби, брат, — утешил его преподобный, — Господь так милостив к месту сему, что никто отсюда печальным не выходит. И тебе Он скоро покажет того, кого ты ищешь». Действительно, вскоре подъехал князь, и преподобный вышел ему навстречу. Князь ему смиренно до земли поклонился, а преподобный поцеловал его и благословил. Затем они оба сели и стали вести беседу. Только сейчас открылись глаза пришельца. Волнуясь о нанесенном святому старцу бесчестии, он ждал конца беседы, чтобы попросить прощения. По отъезде князя он так и сделал. Преподобный утешил его, говоря: «Не скорби, чадо; один ты справедливо рассудил обо мне; ведь они все ошибаются!», и отпустил его с миром.

Завистники часто выставляют себя заботящимися об общем благе, а в сердце таят отвратительное лицемерие. Добрые люди радуются благополучию ближних, а завистники с недоброжелательством часто стараются воспрепятствовать ему. Человека, делающего добрые дела, стараются всякими кознями и происками, клеветой унизить и обесславить доброе дело, перетолковывая все в худшую сторону. Зависть не имеет предела — это постоянное зло, безграничный и бесконечный грех. Она отрицает любовь и добро, лишить счастья другого человека — ее цель. Примеры этого: Каин и Авель, Иосиф и братья, Христос и первосвященники.

Тщеславие может быть и тайным. Часто страдают им внешне благочестивые люди. Возникает оно, когда хвалят нас за наши добрые дела, за великодушие, усердие в выполнении церковных обрядов. При этом возникает мысль о своей праведности и, что неизбежно, о преимуществах перед другими.

Проверить себя, страдаете ли вы тщеславием, просто: вспомните, что чувствуете, когда при вас кого-то хвалят за работу, хотя вы работаете рядом и так же хорошо. Как вы относитесь к замечаниям о недостатках в вашем поведении или выполняемой работе? Как относитесь к попыткам других посоветовать, как улучшить вашу работу или исправить поведение? Не возникает ли у вас мысль сделать неприятность тому, кого при вас хвалят, не с удовольствием ли вы рассказываете что-либо порочащее этого человека?

Нужно помнить, что любые недобрые мысли по отношению к другому человеку свидетельствуют о недостатке любви к нему, то есть нарушении основной христианской заповеди. Нет к нему той любви, которая «долготерпит, милосердствует» (1 Кор. 13, 4). Человек, стремящийся возвыситься над другими любыми средствами, редко заслуживает уважения окружающих, его высмеивают, хотя чаще заглазно.

Любоначалие, то есть стремление к власти над окружающими, тоже относится к проявлению гордости. Жажда власти — самая сильная и страшная страсть человека. В борьбе за власть нарушаются все божественные и человеческие законы. Обман, клевета, интриги, подкуп и убийство соперника — все эти средства издавна применяются в борьбе за власть. Жаждущий власти думает только о том, как добиться ее, но не думает о народе, во главе которого он собирается встать, раздавая неосуществимые обещания и в то же время стараясь унизить или просто уничтожить конкурента.

Отрывок из нового сборника «Библиотески паломника»,
выпуск 5, который можно приобрести в церковной лавке
Раифского монастыря