Христианские уроки


26.07.2010

Устное наставление

Три года назад при приходе прп. Серафима Саровского Казанской Епархии с благословления архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия были организованы катехизаторские курсы. Руководителем курсов назначен иерей Сергий Шкуро. В этом году состоялся второй выпуск учащихся. Желающих поступить на курсы больше, чем они могут вместить. И то, что в процессе двухгодичной учебы почти никто не бросает занятия, может служить самой серьезной оценкой этих курсов.

 

Необходимо проповедовать крещаемым

«Можно создавать группы оглашенных, которые готовятся к Крещению, и не только в начале Великого поста», сказал Патриарх Кирилл на вопрос о воцерковлении крещаемых.

Однако в тех приходах, где длительная катехизация трудновыполнима, все равно необходимо наставлять крещаемых: «Важно в любом случае назидать крещаемых или их родителей. Никогда Таинство Крещения не может обойтись без слов назидания священника.Все наши катехизисы, вся наша система богословия выросла из крещальной проповеди, которая началась во времена апостолов. В патрологии даже есть такое понятие: стереотип апостольской проповеди. Откуда возник катехизис, откуда возникли символы веры? Они выросли из устной катехизической проповеди, которая была обращена к оглашенным, крещаемым. Апостолы переходили из места в место — тогда же не было курсов для оглашения — и, готовя крещаемых, произносили слова, которые стали основой нашей вероучительной системы. Поэтому категорически необходимо обращать короткую, но назидательную проповедь к тем, кто принимает Крещение», – подчеркнул Патриарх.

Цель организации учебных процессов такого направления — подготовка учителей воскресных школ, но не только. Как известно, слово «катехизис» происходит от греческого глагола катехео, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». В первые века Истории Церкви под катехизой подразумевалось не просто поучение в некоторых истинах, но поучение пути Господню, жизни Христовой, жизни во Христе.

Проникаясь глубиной этого понятия, можно сказать, что катехизаторские курсы, прежде всего, имеют цель научению учащихся жизни во Христе и только после этого учительству.

Учительствовать — это большая ответственность. Об этом напоминает учащимся отец Сергий Шкуро, зачитывая строки из соборного послания Апостола Иакова, где он обращается к верующим: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению» (Иак. 3:1). Апостол Иаков доказывает, что одна рассудочная вера без согласования с ней всей жизни человека не имеет значения перед Богом (Иак. 2: 1 - 26).

Как говорят святые отцы, говорить о Боге грешно и опасно для невнимательных, на это на первом занятии обратил внимание учеников отец Николай Дьяков.

Учебный процесс на курсах поставлен так, что постепенно входя в ритм обучения, и, впитывая знания, учащиеся не только изучают каноны и законы Божие, они становятся мудрее. А быть мудрым это не просто правильно ориентироваться в жизненной ситуации, это значит быть угодным Богу, то есть жить по законам Божием. А учить других имеет право только тот, кто укротил в себе греховную распущенность в слове и усиленной работой над собой приобрел истинную мудрость.

Направляют учащихся и помогают им познать истину преподаватели, имеющие богословское образование: иерей Сергий Шкуро, отец Роман Модин, отец Игорь Цветков, отец Николай Дьяков и другие.

Может быть, не все выпускники курсов станут учителями. Но все они, являясь членами нашего общества и живя по его законам, будут нести людям истинность веры, прочувствованной самими. А сейчас это не менее важно, чем Деяния Апостолов в начале нового времени.

«Сегодня многие люди... путают веру и убеждения, веру и богословские, философские и даже политические взгляды, веру и мораль. В результате знание Бога подменяется знанием о Боге. Так рождается...православная не вера, а идеология». Перечитывая эти мысли современного священника Георгия Чистякова, понимаешь, насколько светлая, но такая не достаточная искорка, катехизаторские курсы, созданные при приходе прп. Серафима Саровского.

Наши дети обделены тем, что, изучая в школе разные науки, не получают основ добродетели. Исключив из школьных дисциплин Закон Божий, общество исключило из жизни наших детей возможность выбора с ранних лет пути истины.

Я тоже, как и все, получила в школе типовое советское образование. Но душа стремилась к чему-то. И, только начав заниматься на катехизаторских курсах, прочувствовала, как долго плутала в поисках истины, собирая ее по крупицам из разных источников. Изучая Священное Писание, историю Церкви, труды Святых Отцов Церкви с помощью удивительных людей, наших преподавателей, я поняла, что ничего больше искать не надо, истина здесь.

Ирина Владимирова