Христианские уроки


26.12.2010

Рождественский пост и Новый год

Рождество Христово — это день рождения Христа. А новолетие — это ведь очень условная дата. Можно взять любую точку во времени из триста шестидесяти пяти дней и сказать: здесь кончается год и начинается новый год. Но сейчас, с введением нового стиля, думается, промыслительно, Новый год оказался перед Рождеством Христовым. Какая от этого может быть польза?

Такая, что теперь, когда Новый год приходится на Рождественский пост и православному человеку определенно бессмысленно заниматься пусканием петард и другими развлечениями, мы можем встретить Новый год вполне как подобает верующему человеку, то есть дать отчет перед своей совестью и Богом, как мы провели эти триста шестьдесят пять дней года. И этот покаянный отчет привести к Таинству исповеди, тогда и само Рождество для нас будет радостным и ничем не замутненным праздником. Так что это очень неплохо, что Новый год перенесли вперед Рождества.

В календарном конце каждого года действительно очень много вопросов у людей, ассоциирующих себя с православной верой. Задают вопросы о том, как проводить праздник Новый год и Рождество. Ведь у нас, говорят люди, Новый год раньше Рождества? У католиков, у тех как бы все правильно. А у нас не так.

Действительно, у нас не так. У нас в свое время благодаря Владимиру Ленину в угоду Европе был принят декрет об изменении летоисчисления. И направлено это было, прежде всего, чтобы искоренить в людях веру в Бога, отменить праздники церковные... Что сегодня? Сегодня некоторые батюшки говорят постящимся, что можно в Рождественский пост начинать поститься на неделю раньше. Другие в категорической форме запрещают тем, кто якобы постится, садиться за новогодний стол с непостящимися родственниками. Я применил фразу «якобы постится», потому что часто мы стремимся выполнять лишь внешнюю, ритуальную сторону религии...

Я выскажу свое мнение на сей счет, а каждый из вас волен думать по своему усмотрению.

Мирским людям, утверждающим, что они верующие, нужно целый год своим личным примером показывать и детям своим, и соседям, и родственникам свою веру. А если веры нет, так не нужно тогда и пустословить по поводу своей православности. Круглый год нужно учить, будучи сами верующими, своих близких тому, что два самых значимых праздника даны людям — Рождество Господне и Пасха! Это аксиома! Иные, придуманные людьми, святки ни в какое сравнение с Богустановленными Законами идти не могут. А мы все приспосабливаемся, вернее, приспосабливаем церковь под людей. Церковь для людей, но люди обязаны для Бога потрудиться, доказать Богу свое стремление идти к Нему. Можно и посты не соблюдать. Вернее, не требует Бог соблюдать посты.

Человек должен хотеть соблюдать посты. Нужно ли соблюдать пост рождественский? Не нужно. Не нужно, если Вы совершенный «сухарь» и Вас не возрадует Рождение в грешный мир Самого Сына Божиего! Вот ведь, если Вы мужчина, то торжествовали ли Вы, когда Ваша супруга вот-вот должна была Вам родить ребенка? Вряд ли, если Вы нормальный человек. Вы, скорее всего, носились по врачам, аптекам, магазинам, чтоб помочь своей жене. Чтоб облегчить, пусть хотя бы морально, ее труды, ее муки, вызванные ношением и рождением ребенка. А вот, когда ребенок родился, когда узнали от докторов, что и с мамой все хорошо после родов, тогда уж точно, можно и расслабиться. Но не упиваться, потому, что Вы знаете, что вечером Вам в роддом идти и нести питание маме Вашего ребенка. Вот как все просто Бог устроил на Земле, а мы эти примеры не желаем принимать.

Так что ответ мой на все вопросы о всех постах будет один: каждый волен выбирать себе свой путь. Каждый, если хочет поститься, то должен пост воспринимать, как свое со-бытие, как свое со-участие, как свое со-страдание тем событиям, в честь которых Церковь установила Пост. Православие никого и ни к чему не обязывает и не насилует.

Православие — это не религия. Православие — это самая Жизнь! Православие — это мысль о Боге и жизнь в Боге, это стремление ежесекундно иметь Бога в себе!

Православие — это не только вера в Бога!

Православие — это еще и вера Богу.

Евгений Максименко, священник