Христианские уроки


23.01.2005

Православный храм

Божий храм строится и украшается для молитвы христиан. Апостол Лука донес до нас слова Иисуса Христа: «Дом Мой есть дом молитвы» (Лк.19,46).

Храм хотя и построен из такого же кирпича или древесины, как другие здания, но он принципиально отличается от них тем, что он освящен божественной благодатью, непрерывными молитвами в нем и, самое важное, присутствием в нем Иисуса Христа во время совершения Божественной Литургии. Святой праведный Иоанн Кронштадтский так писал о храме:

«Вступив в храм, вы как бы оставляете за собой землю и вступаете в земное небо, оставляете время и вступаете в вечность...

Здесь в храме человек узнает истинное благородство души своей, цену жизни и цель ее или назначение свое; здесь отрезвляется душой своей от обаяния житейской суеты и житейских страстей.

Здесь познает судьбу свою временную и вечную».

Храм Преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных. Фото иеродиакона Иоанна

Внешние очертания храма по принятым в православии правилам имеют вид корабля, креста или круга. Но, несмотря на это, каждый храм не является копией другого, а отличается архитектурным решением стен, окон и куполов. Число куполов на храме имеет вполне определенный смысл: так, один купол символизирует Иисуса Христа, три — Пресвятую Троицу, пять — Иисуса Христа и четырех апостолов-евангелистов, семь — семь таинств церкви, девять — число ангельских чинов. Уставом церкви предусмотрено, что храм ориентируется своей передней частью на восток.

Традиционной принадлежностью храма является колокольня с одним или несколькими колоколами, подобранными по тональности. Поэтому на колоколах можно исполнять различные мелодии — звоны. В начале прошлого тысячелетия в храмах вместо колоколов использовали било – плашку толстой еловой доски.

Колокола звучат перед началом богослужения, созывая в храм верующих, в самый торжественный момент богослужения и в его конце. Колокольный звон сопровождает похоронную процессию. В монастырях колокол извещает об определенных моментах распорядка дня. В сельской местности было принято звонить в колокол в непогоду, чтобы путники не сбились с пути.

Внутренний объем храма

разбит на три части: притвор, центральная часть и алтарь. У некоторых храмов имеется на входе крытая холодная часть — паперть. Эту часть можно видеть в Раифском Троицком храме, в котором она имеет двусторонние лестницы, а сверху венчается ложным куполом, т.е. не дающим света внутрь помещения.

В притворе в приходских храмах обычно совершается обряд отпевания умерших. Но здесь же совершается обручение — первая часть таинства христианского бракосочетания. При следующем за этим венчании жених и невеста вводятся в центральную часть храма. В притворе духовенство встречает архиепископа при архипастырском богослужении.

Центральная часть в больших храмах обычно делится колоннами, на которые опираются своды потолка, на три прохода: широкий центральный и узкие боковые. Так, в Грузинском храме мы видим четыре колонны, а в Троицком храме в центральной части стоят две колонны, две другие вошли в конструкцию иконостаса.

Храм во имя иконы Божией Матери «Грузинская». Фото иеродиакона Иоанна

 

Правила поведения в храме 

По дороге в храм не нужно отвлекаться мирскими разговорами со спутниками, а читать молитву: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоему. При незнании ее следует повторять молитву мытаря: Боже, милостив буди мне, грешному. У дверей храма следует остановиться и совершить три поясных поклона с молитвами: Боже, милостив буди мне, грешному (поклон); Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон); Создавый мя, Господи, прости мя (поклон).

Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно до начала богослужения. Передавая свечи во время богослужения, вы отвлекаете людей от молитвы. Перед целованием святыни совершается два поклона и один после. Нельзя целовать иконы в лик, а только в подножие.

Во время богослужения:

Нельзя разговаривать и ходить по храму;

Нельзя фотографировать и пользоваться средствами связи;

К причастию и кресту подходить благоговейно, по очереди, не толкаясь.

Женщины в храме стоят слева, а мужчины – справа.

Одежда на молящихся не должна привлекать внимания, руки и ноги должны быть закрытыми. Брюки на женщинах не поощряются.

При встрече со священником не принято говорить здравствуйте, но говорят: благословите.

Принимая благословение священника или епископа, нужно сложить руки крестообразно, правую руку сверху. Креститься при этом не нужно.

Священника и диакона при обращении называют отец (имя), в виде исключения отцами называют пожилых и многоопытных монахов. Обращение Батюшка применяется только к священнику.

В центральной части храма во время богослужения стоят богомольцы, священнослужители же пребывают в алтаре или выходят на солею — возвышение перед алтарем. Но во время всенощного богослужения на центральную часть выходят священнослужители во время литии и полиелея. При архиерейском богослужении литургия также начинается в центре храма. В центральной части напротив Царских врат алтаря стоит аналой, на который кладется икона, соответствующая празднуемому в этот день празднику. Около одной из боковых стен стоит плащаница — символическое изображение гроба Иисуса Христа (в Троицком храме) или Пресвятой Богородицы (в Грузинском).

Алтарь отделяется от центральной части иконостасом — стеной, на которой в строго определенном порядке установлены или написаны иконы. В центре иконостаса находятся Царские врата, символизирующие двери в рай. На створках Царских врат изображается икона Благовещения Пресвятой Богородицы и лики четырех апостолов — евангелистов. Справа от царских врат установлена икона Спасителя, а слева — Божией Матери. В алтарь ведут также две боковые двери, называемые диаконскими, т.к. через них во время богослужения неоднократно выходит диакон. Дверь слева от царских врат, в соответствии с ориентацией храма, называется северной, правая — южной. На диаконских дверях пишутся изображения архангелов Михаила и Гавриила или святых диаконов первомученников. Иконы на царских вратах и диаконских дверях образуют первый ряд иконостаса. К ним добавляется икона, соответствующая названию храма — справа, и икона одного из наиболее почитаемых святых — слева. Если иконостас имеет большую ширину, могут быть в первом ряду поставлены еще две иконы святых. Второй ярус иконостаса состоит из двенадцати икон — двунадесятых праздников. Третий ряд иконостаса имеет в центре икону Пресвятой Троицы, справа икону Иоанна Крестителя, слева — икону Пресвятой Богородицы. Могут также устанавливаться иконы апостолов Петра, Павла и Иоанна. Число рядов (ярусов) иконостаса может быть и больше трех, например, в казанском соборе апостолов Петра и Павла их семь, включая и ветхозаветный пророческий ряд.

В центре алтаря напротив Царских врат стоит престол — стол, одетый донизу в специальные одежды-покрывала, ножки его замуровываются в пол алтаря. Под престолом заделывается крест, а иногда и частицы мощей святых. На престоле совершается самая святая часть богослужения — евхаристия (пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господа).

На престоле лежит антиминс — святой плат с изображением крестных страданий Иисуса Христа. В центре антиминса вшита частица мощей святого. На антиминсе лежит Евангелие, по которому совершается богослужение. На престоле стоит дарохранительница — особый сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары, используемые для причащения на дому больных и умирающих. За престолом стоит семисвечник — менора, пришедший к нам из храма Соломона. Слева от престола находится жертвенник — стол, на котором совершается первая часть литургии — проскомидия и подготовляются хлеб на дискосе (тарелка на ножке) и вино в чаше для последующего переноса на Великом Входе на престол. За престолом находится небольшое возвышение — горнее место, на котором стоит трон-кресло, на котором восседает во время чтения Апостола епископ (при архиерейском служении). Это символизирует власть Бога над всем земным и небесным.

Царские врата открываются в определенные периоды службы, напоминая нам, что двери рая открыты нам не всегда, а только при исполнении заповедей Христовых. Однако в пасхальную неделю в знак особого торжества царские врата открыты постоянно.

Храм освещается светильниками, центральный из которых называется паникадилом и имеет большое число свечей, или теперь — ламп. Полное освещение дается в самые торжественные моменты богослужения, а на всенощном богослужении во время чтения шестипсалмия в знак особого покаяния светильники (в том числе и свечи у икон) гасятся.

Молитва в православном храме сопровождается церковным пением и священнодействием. Это вместе с лицезрением икон и росписей на стенах храма способствует созданию возвышенного молитвенного настроения у прихожан. Вспомним, что послы Св. князя Владимира после молитвы в православном храме Константинополя сказали, что они не знали, находились на небесах или на земле.