Христианские уроки


02.05.2005

Мы встречаем воскресшего Христа

День главного христианского праздника — Воскресения Христова — Пасха. В этот день мы радуемся великой радостью, снова и снова переживая это великое событие...

Пасха. Крестный ход выходит из Троицкого собора Раифского монастыря. Фото Дмитрия Катаргина

Но воспринимают этот великий день люди по-разному: для одних это день, когда можно наесться (и напиться) без всяких ограничений; для других это один из праздников, когда нужно пойти в церковь и поставить свечку, а для истинных христиан это день, когда они торжествуют, встречая Воскресшего, и будут радоваться последующую неделю этому явлению Божественного Света в мир, почему и называется эта неделя Светлой седмицей.

Празднование Воскресения Сына Божьего идет из глубокой древности. Но в Воскресение многие люди поверили не сразу и даже ученики Иисуса Христа поверили лишь тогда, когда Он явился им.

После истязаний и распятия Спасителя, его смерти и погребения ученики Его находились в замешательстве, большинство их, страшась ареста, покинули Учителя еще в Гефсиманском саду, Петр предал Его позже — во дворе правителя. Они боялись появиться на улице и скрылись в доме Иоанна Марка. Уныние и неверие в божественность Христа поселились в них — они не могли поверить в то, что Сын Божий, как простой грешник, подвергнут позорной казни и не было защиты Ему От Сил Небесных.

И вот в первый день после субботы, который стал для нас воскресеньем, Христос стал перед учениками в комнате, в которой они собрались. Он вошел, не открывая запертых дверей, но Он не был духом или приведением, Он был телесным человеком. Однако ученики поняли, что Он не в обычном физическом теле, которое им было хорошо знакомо. Иисус же, видя смущение их, спросил их: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда, и, взяв, ел перед ними (Лк 24, 41-43). Этим Он показал, что Его телесность настоящая.

Однако эта телесность отличалась от телесности обычного, земного человека. Св. Григорий Нисский писал, что в раю у Адама и Евы была телесность легкая, прозрачная, не такая тяжелая, как наша. Нарушив запрет, они отяжелели, и Бог сшил им кожаные ризы (Быт 3, 21). Наша телесность унаследована от наших прародителей — она тяжела, она смертна. Христос после рождения носил нашу тяжелую плоть, потому что Он взял на себя всё человеческое, кроме греха. Но Его человеческая плоть была пронизана Божеством. Воскресший Христос предстал перед учениками в прежнем облике, но в новой плоти, позволявшей Ему проходить через стены и способной когда нужно, выполнять определенные функции обычного человеческого организма, например, есть. Возможно, что и мы при Всеобщем Воскресении явимся на Суд в легком теле. О новом теле сказал Христос, что в нем не будет плотской любви, не будут жениться и выходить замуж.

Ученики, увидев Иисуса, ликовали. Среди них не было Фомы и он не поверил их рассказу. Часто Фому называют неверующим, но это далеко не так. Он был предан Христу, только он один не отговаривал Иисуса, решившего идти в Иерусалим к умершему Лазарю: пойдем и умрем с Ним (Ин 11, 16) сказал он. Поэтому его сомнение было вызвано тем, что он не увидел в учениках никакой перемены, но только внешнюю радость, это смутило его.

Без сомнений познал воскресшего Христа Павел. Это был перелом в его жизни, начавшейся с преследования христиан и обратившейся в жизнь неустанного проповедника слова Божия. Перелом произошел тогда, когда Павел увидел Живого Христа в Божественном сиянии и, потрясенный, ослеп. Павел стал ревностным апостолом, поверив в Воскресение и до своей мученической смерти проповедовал именно Воскресение. Он говорил: «Если Христос не воскрес, то мы — самые несчастные люди» (1 Кор. 15, 14-19). И это понятно: если мы верим в Христа и сомневаемся в Воскресении, то мы обманываем себя и других и наша вера не доказательна.

К нашему счастью, за прошедшие две тысячи лет от начала новой эры — эры христианства — многие тысячи людей встречали воскресшего Христа. Это были и святые, о чем свидетельствуют их жития, это были и простые люди, которых Он спасал и наставлял. Эти люди могли сказать: «Я видел Его рядом с собой, и знаю, что Иисус из Назарета, который был распят, умер и был погребен, волею Отца, как об этом говорит Евангелие и современники, воскрес и жив».

Мы верим в воскресение Христа — кто больше, кто меньше, что-то знаем об учении Христа, верим в Него, но можно ли сказать о нас, что эта вера нас изменила, что мы ожили душой? Радуемся ли мы тому, что знаем о воскресении Христа, чего другие не знают? Поверив в Его, принимаем ли Его всеми своими чувствами, уверены ли, что Он среди нас? Причащение Святых Таин приобщает нас ко Христу, Который невидимо, но реально на литургии живой перед нами стоит. Он призывает нас задуматься над собой, изменить себя изнутри, для этого нам дается сила Божественная, через Христа распятого и воскресшего.

Господь нас любит, Он сказал, что ни в ком нет такой великой любви, как в том, кто готов положить свою жизнь за друзей своих (Ин. 15,13). Не так уж много людей, готовых совершить это, но Христос положил жизнь за нас, когда мы были противниками, чуждыми Ему. Воскресение Христово — это победа любви, оно говорит нам о том, что любовь, которая принимает смерть, тем самым делается сильнее смерти. Соломон в «Песни песней» сказал «крепка как смерть любовь» (Песн. 8, 6). Любовь — это единственная сила, которая может сразиться со смертью и не быть побежденной.

Христос своей человеческой душой сошел в ад, как всякая человеческая душа сходила со дня грехопадения. И смерть как бы раскрылась, чтобы поглотить Божественную любовь, и была этой любовью преображена. Ад оказался лицом к лицу с Богом, с человеческой душой, пронизанной Божеством, и победа была одержана и «мертвый ни един во гробе» (Св. Иоанн Златоуст, пасхальное слово).

Торжественное богослужение

Пришествие Иисуса Христа на землю, Его постоянное попечение о людях, невзирая на их положение в обществе и их греховность, Его крестная смерть за нас, виновных перед Богом, и, наконец, Воскресение — всё это торжество великой Любви. Всё Евангелие наполнено верой в человека и любовью к нему. Мы говорим о вере в Бога, но забываем, что Бог Своей жертвой показал, что ближнего нужно любить, пусть он не родственник и даже, может быть, недруг. Если мы не верим в человека, если человек для нас — только падшее существо, то на земле ничего построить не можем, не можем из града человеческого построить Град Божий.

Воплощение Христа говорит, что человек даже в падшем состоянии настолько глубок, что может вместить в себя присутствие Божие. Вместить в себя Бога не как сосуд, который остается чуждым тому, что в нем находится, но быть пронизанным Божеством.

В наше время, когда человек окружен соблазнами мира, наполненного престижными предметами и удовольствиями, когда ценности бытия сместились в сторону плотских страстей, Воскресший Христос призывает нас поднять взор к Всевышнему. Иоанн Златоуст писал: «Если хочешь узнать, что такое человек, не обращай взор к палатам царским, а подними глаза к престолу Божию, и ты увидишь человека, сидящего одесную Бога и Отца». Подними взор, чтобы видеть, к чему мы призваны, что человек значит для Бога.

Мы должны, приняв Воскресение Иисуса Христа, своей любовью к Нему и полной открытостью, своим трудом на благо ближнего стремиться к тому, чтобы град человеческий постепенно вырос в Град Божий и стал так возвышен и свят, чтобы первым гражданином этого града мог стать Иисус из Назарета, Сын Божий, ставший Сыном Человеческим.

Это наша надежда, цель и призвание.