Христианские уроки
Вера в Бога
Размышляя над понятием «вера», мы в первую очередь обращаем внимание на то, что вера это наше убеждение в чем-то не требующее доказательств. Далее замечаем, что вера это стойкое убеждение, которое может сохраняться длительно, часто всю жизнь. Вера может подкрепляться какими-то событиями, явлениями, убеждением других людей, но она живет в душе человека и является его личной ценностью.
«Вера — это признание чего-либо с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Сила веры зависит от самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями». (Вл. Соловьев). Основания веры лежат глубже знания и мышления, но она по отношению к ним есть факт первоначальный, а потому и сильнее их потому, что она не требует подтверждения опытом. Вера охватывает не то, что еще не познано, а то, что непознаваемо. Знания с развитием науки, в определенных областях приближаются к вере, объясняя научным языком то, что давно известно по вере.
Вера отражает в нашем сознании простой и неустранимый факт, что мы, каждый субъект, являемся частью всемирного целого, частью общего бытия.
Для христиан понятие — вера конкретизируется в понятии — вера в Бога, поэтому слово верующий не требует уточнения — оно понимается как верующий в Бога. Жажда Бога заложена в сердце человеческое, ибо человек создан Богом. Тяга к отцу естественна и в человеческих отношениях, когда есть определенная самостоятельность, независимость от него, насколько же она сильнее по отношению к Отцу Небесному, который есть начало и конец всего, от которого зависит все наше существование.
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» — так определяет апостол Павел веру в послании к евреям (Евр. 11, 1).
Бог привлекает к себе человека и только в Боге человек найдет истину и счастье, которых он беспрестанно ищет. Поиски Бога начались с глубокой древности, но на заре человечества трудно было представить Бога в Его величии и в то же время недоступного человеческим ощущениям. Кроме того, в настроениях многих людей, не знающих Бога, но признающих Его существование, был ропот против Бога, который допускает зло в мире, для других религиозное безразличие, объяснялось «заботами мира сего и обольщением богатством». (Мф. 13, 22). Тайное, неосознанное стремление к Высшему неверующих, заставляет и сейчас, как в эпоху язычества ставить вместо Бога науку, искусство или отдельных личностей как, например, Гитлер или Сталин, но эти верования не дают покоя душе, чувствующий заблуждение человека. Поэтому только вера в Бога является всеобъемлющей и истинной, дающей надежду и любовь. Вера в Бога не требует исследования, но насколько глубоко она принята, необходимо определять самоанализом и покаянием. Вера означает, что человек лично присоединяется к Богу, что он согласен со всей богооткровенной истиной, полностью доверяет Богу и тому, что Он говорит. Истинно верующий в Бога человек знает, что Он непознаваем, поэтому любая попытка объяснить сущность Бога человеческими понятиями греховна и означает неверие.
Вера в Бога означает веру во все Лица Пресвятой Троицы: Бога Отца, Творца всего видимого и невидимого; в Его Сына Возлюбленного и в Духа Святого.
Сын был послан Отцом на землю к грешным людям и глас был с небес, повелевающий слушать Сына в Котором Его благоволение (Мк. 1, 11). И после, когда Иисус предстал перед учениками в Славе, снова был глас Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Мк. 9, 7). Сам Господь сказал Своим ученикам «Веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14, 1).
Дух Святой от Отца исходит, открывает людям, Кто есть Иисус, потому что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Человеку недоступно полное знание Бога «Божиего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор.2, 11). Дух Святой это Бог, и Дух Святой открывает нам познание Бога в меру нашей готовности и возможности воспринять это откровение.
Краткий и в то же время исчерпывающий перечень того, во что верят христиане, заключается в Символе веры, который начинается словом – верую, и который принимается каждым христианином во время крещения. Он написан не по человеческим представлениям, но на основе Писания, из которого выбрано самое главное чтобы дать полное вероучение.
Говоря о христианской вере, мы должны указать ее характерные основные черты, знание которых позволяет оценить, насколько полно мы приняли ее.
1. Вера всеобъемлюща, она полностью охватывает человека: его сердце, его душу, его разум. (Мф. 22, 37). Нельзя принижать роль разума в становлении и укреплении веры у человека. Наблюдая и изучая окружающий мир, разумный человек неизбежно приходит к убеждению, что вся вселенная и все наполняющее ее не могло возникнуть случайно, ибо всё подчиняется единым законам великой гармонии. Только воля Творца, мудрость которого превыше всякой меры, а могущество не знает границ, могла создать всё. Об этом писал великий Ньютон после серьезных математических исследований, об этом догадывались древние философы, это подтверждают новейшие открытия в астрономии, физике, биологии. И не случайно все великие математики и естествоиспытатели были верующими людьми (Паскаль, Лейбниц, Ньютон, Планк, Эйнштейн, Лебедев, Крылов, Павлов и др.).
Вера — это путь и многими тропинками человек приближается к Богу и признав Его получает благодать веры и разумения. Соединение чувства и разума защищает верующего от ересей и часто специально создаваемых суеверий (страх перед ИНН, новыми паспортами, электронными карточками и т.п.). Но один разум не может питать глубокую веру, для этого нужна благодать Духа Святого, которая Богом ниспосылается людям, стремящимся к Истине через Церковь.
2. Христианская вера не может существовать вне Церкви. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их» (Мф. 18, 20). Церковь обладает непогрешимостью и в силу этого осуществляет пастырское руководство всем сонмом верующих.
3. Вера является добровольным актом человека. Она не может быть установлена принуждением. Христос призывал людей к покаянию, Своими чудесами свидетельствовал о Боге, но Он никого не принуждал, а только предупреждал о грядущем наказании тех, кто отвергает Бога. Апостолам, посланным на проповедь Евангелия, Он сказал: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или города того, отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому». (Мф. 10, 14-15).
4. Вера должна подкрепляться постоянным чтением Священного писания и делами милосердия. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?.... Не хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2, 14; 20).
Дела в помощь ближнему являются проявлением любви к нему и исполнением важнейшей заповеди Господа. «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7, 24). Лицемерие и фарисейство же будут осуждены. «Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного….Многие скажут Мне в тот день «Господи! Господи!»….. И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мф.7, 21-23).
Мы живем в эпоху неверия и сомнений во всем, сомнения могут быть и у православных христиан, но они должны исходить только из неуверенности в правильном понимании евангельских истин. Поэтому так важно постоянное общение с Церковью, одним из членов которой является каждый христианин. При каждом сомнении нужна исповедь у священника, нужно покаяние, нужно причащение Святых Таин и тогда благодать Господа, несомненно, изгладит все недоумения. Евангелие должно быть настольной книгой и ни одного дня не должно пройти без чтения его, хотя бы нескольких стихов. Преподобный Серафим Саровский не имел никакого имущества кроме Евангелия, которое он постоянно носил с собой и которым руководствовался всю жизнь.