Христианские уроки
Мы встречаем Воскресшего Христа
Наступает день главного христианского праздника — Воскресения Христова — Пасхи. Мало кто не знает, что в этот день мы радуемся великой радостью, снова и снова переживая это великое событие. Но воспринимают его люди по-разному: для одних — это день, когда можно наесться и (напиться) без всяких ограничений; для других — это один из праздников, когда нужно пойти в церковь и поставить свечку, а для истинных христиан это день, когда они торжествуют, встречая Воскресшего, и будут радоваться последующую неделю этому явлению Божественного Света в мир, почему и называется эта неделя Светлой седмицей.
Светлая седмицаТакое название носит первая неделя после Воскресенья Христового. Эти 7 дней станут для православных верующих временем празднования Пасхи. Всю неделю в храмах будут оставаться открытыми царские врата в знак того, что своей смертью Иисус Христос открыл людям дорогу в рай. Кроме того, почти беспрерывно будут звонить церковные колокола. По давней традиции, любой желающий получит возможность забраться на колокольню и лично позвонить в колокол, поделившись таким образом с другими пасхальной радостью. На протяжении всей Светлой седмицы нет постных дней. Завершается первая пасхальная неделя Красной горкой. Празднование Пасхи продлится 40 дней — вплоть до Вознесения. Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения. Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения».
|
Празднование воскресения Сына Божьего идет из глубокой древности. Но в Воскресение многие люди поверили не сразу и даже ученики Иисуса Христа поверили лишь тогда, когда Он явился им...
После истязаний и распятия Спасителя, его смерти и погребения ученики Его находились в замешательстве. Большинство их, страшась ареста, покинули Учителя еще в Гефсиманском саду. Петр предал Его позже — во дворе правителя. Они боялись появиться на улице и скрылись в доме Иоанна Марка. Уныние и неверие в божественность Христа поселились в них — они не могли поверить в то, что Сын Божий как простой грешник подвергнут позорной казни и не было защиты Ему От Сил Небесных.
И вот в первый день после субботы, который стал дня нас воскресеньем, Христос стал перед учениками в комнате, в которой они собрались. Он вошел, не открывая запертых дверей, но Он не был духом или приведением, Он был телесным человеком. Однако ученики поняли, что Он не в обычном физическом теле, которое им было хорошо знакомо. Иисус же, видя смущение их, спросил их: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда, и, взяв, ел перед ними (Лк. 24, 41-43). Этим Он показал, что Его телесность настоящая.
Однако эта телесность отличалась от телесности обычного, земного человека. Св. Григорий Нисский писал, что в раю у Адама и Евы была телесность легкая, прозрачная, не такая тяжелая как наша. Нарушив запрет, они отяжелели, и Бог сшил им кожаные ризы (Быт. 3, 21). Наша телесность унаследована от наших прародителей — она тяжела, она смертна. Христос после рождения носил нашу тяжелую плоть, потому что Он взял на себя все человеческое, кроме греха, но Его человеческая плоть была пронизана Божеством. Воскресший Христос предстал перед учениками в прежнем облике, но в новой плоти, позволявшей Ему проходить через стены и способной, когда нужно, выполнять определенные функции обычного человеческого организма, например, есть. Возможно, что и мы при Всеобщем Воскресении явимся на Суд в легком теле. О новом теле сказал Христос, что в нем не будет плотской любви, не будут жениться и выходить замуж.
Ученики, увидев Иисуса, ликовали. Среди них не было Фомы, и он не поверил их рассказу. Часто Фому называют неверующим, но это далеко не так. Он был предан Христу, только он один не отговаривал Иисуса, решившего идти в Иерусалим к умершему Лазарю: «Пойдем и умрем с Ним»,- сказал он (Ин. 11, 16). Поэтому его сомнение было вызвано тем, что он не увидел в учениках никакой перемены, но только внешнюю радость, это смутило его.
Без сомнений познал воскресшего Христа Павел. Это был перелом в его жизни, начавшийся с преследования христиан и обратившийся в жизнь неустанного проповедника слова Божия. Перелом произошел тогда, когда Павел увидел Живого Христа в Божественном сиянии и, потрясенный, ослеп. Павел стал ревностным апостолом, поверив в Воскресение, и до своей мученической смерти проповедовал именно Воскресение. Он говорил: «Если Христос не воскрес, то мы — самые несчастные люди» (1 Кор. 15, 14-19). И это понятно: если мы верим в Христа и сомневаемся в Воскресении, то мы обманываем себя и других, и наша вера не доказательна.
К нашему счастью, за прошедшие две тысячи лет от начала новой Эры — эры христианства. Многие тысячи людей встречали воскресшего Христа. Это были и святые, о чем свидетельствуют их жития, это были и простые люди, которых Он спасал и наставлял.
Эти люди могли сказать: «Я видел Его рядом с собой, я знаю, что Иисус из Назарета, который был распят, умер и был погребен, волею Отца, как об этом говорит Евангелие и современники, воскрес и жив».
Воскресение Христово — это победа любви, оно говорит нам о том, что любовь, которая принимает смерть, тем самым делается сильнее смерти. Соломон в «Песни песней» сказал «крепка как смерть любовь» (Песн. 8, 6). Любовь — это единственная сила, которая может сразиться со смертью и не быть побежденной.
Христос своей человеческой душой сошел в ад, как всякая человеческая душа сходила со дня грехопадения. И смерть как бы раскрылась, чтобы поглотить Божественную любовь, и была этой любовью преображена. Ад оказался лицом к лицу с Богом, с человеческой душой, пронизанной Божеством, и победа была одержана и «мертвый ни един во гробе» (Св. Иоанн Златоуст, пасхальное слово).
Пришествие Иисуса Христа на землю, Его постоянное попечение о людях, невзирая на их положение в обществе и их греховность, Его крестная смерть за нас, виновных перед Богом, и, наконец, Воскресение – все это торжество великой Любви. Все Евангелие наполнено верой в человека и любовью к нему. Мы говорим о вере в Бога, но забываем, что Бог Своей жертвой показал, что ближнего нужно любить, пусть он не родственник и даже может быть недруг. Если мы не верим в человека, если человек для нас — только падшее существо, то на земле ничего построить не можем, не можем из града человеческого построить Град Божий.
Воплощение Христа говорит, что человек даже в падшем состоянии настолько глубок, что может вместить в себя присутствие Божие. Вместить в себя Бога не как сосуд, который остается чуждым тому, что в нем находится, но быть пронизанным Божеством.
В наше время, когда человек окружен соблазнами мира, наполненного престижными предметами и удовольствиями, когда ценности бытия сместились в сторону плотских страстей, Воскресший Христос призывает нас поднять взор к Всевышнему. Иоанн Златоуст писал: «Если хочешь узнать, что такое человек, не обращай взор к палатам царским, а подними глаза к престолу Божию, и ты увидишь человека, сидящего одесную Бога и Отца». Подними взор, чтобы видеть, к чему мы призваны, что человек значит для Бога.
Мы должны, приняв Воскресение Иисуса Христа, своей любовью к Нему и полной открытостью, своим трудом на благо ближнего стремиться к тому, чтобы град человеческий постепенно вырос в Град Божий и стал так возвышен и свят, чтобы первым гражданином этого града мог стать Иисус из Назарета, Сын Божий, ставший Сыном Человеческим.
Схиигумен Сергий,
насельник Раифского монастыря
см. также