Христианские уроки


31.10.2011

Диалог о вере и неверии

«Неверно говорить: «нет Бога», вернее сказать: «у меня нет Бога»; ибо и сам видишь, что многие люди вокруг тебя ощущают присутствие Бога. Ты говоришь, как бы слепой сказал «нет в мире света». Это утверждение святителя Николая Сербского стало началом разговора о вере и неверии со священниками Раифского монастыря. Один вопрос — два ответа.

— «Если не увижу — не поверю...» Миллионы людей думают и говорят так, как сказал апостол Фома, и полагают, что такой подход — единственно правильный, единственно достойный мыслящего человека. А ведь среди них — наши близкие, родные люди, которым так хочется рассказать об удивительном мире, который открывается верующему человеку… К тому же все мы — из современного времени…

230,44 Kb [800X380]

О. Владимир:

— Уже первые люди, Адам и Ева, видевшие Бога, так сказать, лицом к лицу, проявили свое неверие. Причиной была гордость, а она есть, по словам преподобного Макария Великого, в самом чистом человеке.

С  тех пор человек остается в состоянии падения, отпадения от Бога, удаления от Него — большего или меньшего. И как первые люди не смогли удержать близость Бога, то совершенно так же не сможет удержать близость к Богу, веру в Него и все человечество. Об этом ясно возвестил Сам Господь Иисус Христос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Евангелие от Луки, глава 18, стих 8).

Причина заключается в самой природе человека, которая является изменяемой. Неизменен один Бог, все прочее подвержено изменению. Но, в отличие от остального творения, человек имеет свободу воли, благодаря чему может сделать выбор между верою в Бога и неверием. За правильное употребление такой свободы он и подлежит ответственности.

Почему одни легко приходят к вере в Бога, а другие — вовсе не приходят? Это остается для нас тайной, известной единому Творцу. Если бы доступ к сей тайне духовной жизни существовал, то знающие способ влияния использовали бы его в своих целях.

Еще полтораста лет назад святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе: кто открытый безбожник, кто атеист, кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления».

О. Марк:

— Апостол Фома — не пример неверия. Он относится к числу тех людей, в основном людей науки, которым обязательно для веры требуются доказательства. Аксиома не требует доказательств, поскольку основана на неопровержимых фактах.

— Теорема требует аргументации и доказательств, но так и останется теоремой, пока не будет окончательно доказана и перейдет в разряд аксиом. Но есть еще догма, которая не требует ни фактов, ни аргументов, ни доказательств. Услышал и поверил, как то: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Иоан.1:18). Миллиарды людей разных конфессий никогда и нигде не видели Бога, и они верят в Него неукоснительно. Потому, что «Вера от слышания». Услышали, поверили — следовательно, это лично для нас существует. Не поверили — следовательно, для нас это не может существовать...

— Способность к вере. Как быть, если на душу наступают помыслы неверия?

О. В:

— Обычный способ — прибегнуть к молитве, к просьбе — чтобы Господь укрепил веру.

Другой вполне доступный способ, как советуют опытные люди, — прочитать в Евангелии от Иоанна главы, посвященные страданиям Христа.

Тем, кто может приехать или прийти в Раифский монастырь, советую помолиться перед чудо-творной иконой Божией Матери «Грузинской». Хорошо обратиться к любым местным святыням.

О. М.:

— Помыслы неверия наступают тогда, когда человек подменяет собой Бога, забывая, что «человеку невозможно волос на голове своей сделать черным или белым, а Богу все возможно». Или когда долго молиться, что-либо выпрашивая у Бога, забывая о том, что «Бог раньше вашего знает ваши потребности и все потребное дает во время свое». Мы же с упорством выпрашиваем у Него, а когда, наконец, получаем, то это оказывается совершенно нам не нужным и даже вредным для нашей души. Времена всегда одни и те же. И природа человека, и сама природа остаются неизменными. Это мы в умствованиях своих говорим: «Нет! Раньше было лучше — и вода была мокрее, и соль солонее, и люди здоровее». А Екклесиаст говорит: «Нет ничего нового в этом мире. Что было, то и будет. Новое — хорошо забытое старое».

— Как понять, насколько истинно ты веришь?

О. В.:

— В ответе на сей вопрос лучше не полагаться на себя. Так легко прийти к самонадеянности.

Но бесплодно мучиться сомнениями относительно своей веры — это признак гордости и тщеславия. Наш милосердный Господь принимает нас со всеми нашими немощами, телесными и духовными.

О. М.:

— Абсолютная истина только у Бога. Если ты хочешь, чтобы другие уважали твою Истину, уважай чужую, и никогда и никому не доказывай абсолютность свой Истины. И твоя Истина будет истиной, насколько ты сам в нее веришь. 

— Как вы думаете, где грань между скептицизмом и злостным неверием?

О. В.:  

— Грани не существует. Скептицизм — язва души.

Если язва появилась, нельзя пренебрегать ее врачеванием. Но даже когда вся душа станет язвой, Богу возможно очистить такую проказу так же легко, как и телесную. Таких примеров - множество. Прочтите хотя бы жизнеописание современного подвижника, игумена Никона (Воробьева).

О. М.:

— Не понимаю, что такое злостное неверие. Может быть, воинствующий атеизм. Но атеистов в природе не существует, поскольку, если человек сказал: «Бога нет!», то он уже сказал, кого нет, следовательно он знает о Его существовании, а его взаимоотношения с Богом, это сугубо личное дело. Скептики — это те, которые знают о существовании Бога, но верят в Его всемогущество и всеведение. Их взаимоотношения с Богом можно выразить следующей формулой: «Боже, я знаю о Твоем существовании, но подожди, мне сейчас некогда, у меня пока проблемы. Как только их решу, так сразу приду и поговорю с Тобой».

И это длится годами, пока, наконец, человек не доведет себя до экстремальной ситуации. Вот тогда он бежит в храм, падает на колени и начинает умолять Бога пощадить его.

— Довольно часто приходится слышать, что неверующие считают склонность к вере признаком душевной и умственной слабости: «Вы склонны к влиянию со стороны, поэтому и верите всему!» А ведь вера — именно признак душевной силы…

О. В.:

— Вера — признак духовного здоровья, а сила духовная у каждого своя, своей меры, как и сила телесная. Притча о талантах и говорит о сем. Таланты же дает Бог. Мы можем их умножать и терять, скрывать...

Опасно гордиться тем, что сила — своя, мне принадлежащая, мною приобретенная. За всеми событиями в нашей жизни невидимо стоит Творец, даже благая мысль влагается именно Им, как прекрасно говорит преп. Макарий Великий. Нам остается благодарить Его за то, что Он по неведомым нам причинам посетил нашу нищету. Святитель Тихон Задонский замечательно сказал, что наше в нас — только «злость, тьма, грехи».

О. М.:

— Вера не является каким-либо признаком силы духа или слабости. Вера — это, прежде всего, идеология, посредством которой, основываясь на христианских моральных и этических нормах, человек занимается строительством собственной души. Без идеологии ничего невозможно построить. Если мы строим здание, то основываемся на законах физики, химии, архитектуры, геологии и других наук. Если мы будем пренебрегать этими законами, то мы ничего не сможем построить, поскольку наше строительство развалится. Поэтому без идеологии нельзя построить государство. Поэтому в нашем Российском государстве не все вяжется с моралью и этикой. Нельзя без идеологии построить семью. И тем более, нельзя построить свою душу. А с расстроенной душой обрести Царство Небесное не представляется возможным. Храни вас Бог!

— СпасиБо!