Новости
Чаепитие по-раифски
Обитель не берегу озера в сорока километрах от Казани, отмечающая на будущий год пятнадцатилетие возрождения, явила миру уникальный образец того, как надо сейчас служить вере и людям. Здесь рады каждому и ни для кого не делают отличая. Впрочем, для некоторых все-таки случаются исключения — людей интересных, общение с которыми запомнилось, просят сделать запись в Книге почетных гостей.
Сейчас в Раифском монастыре уже две такие Книги. Первая была сделана очень скромно — обычный альбом, на обложку которого приклеили вид Троицкого собора — визитной карточки Раифы, вторая — солидный фолиант в кожаной обложке. В 1997 году, когда в монастырь ждали Патриарха, многое приходилось делать быстро. Попросить расписаться Его Святейшество как-то не получилось, время визита было ограничено — осмотр храмов, молебны. Свои восторги от обители Патриарх высказал устно, назвав Раифу примером того, как надо возрождать монастыри.
Так получилось, что две первые записи в Книге сделали Василий Лановой и Юрий Федотов — в Раифе проходили натурные съемки фильма, в котором они снимались. «Спасибо за добрые глаза всех братьев», — написал наш земляк качаловец Федотов. Впрочем, благодарность сквозит в каждой записи.
По Книге почетных гостей можно изучать географию – из Тбилиси приехали Нани Брегвадзе и Медея Гонглиашвили, из Екатеринбурга — группа военных, из Парижа прибыл граф Петр Шереметев, из Марселя — князь Георгий Ангуладзе. Есть записи кронштадтских моряков, саратовских бизнесменов, ученых из Челябинска. Живущий ныне в Лондоне наш земляк танцовщик Ирек Мухамедов написал: «До скорой встречи и новых чаепитий!» А история была такая. Мухамедов с женой приехали в Раифу пасмурным октябрьским днем — прошли по монастырю, помолились у Грузинской иконы Божьей Матери. Моросил дождь, было холодно, и наместник обители архимандрит Всеволод пригласил чету Мухамедовых в трапезную, где был накрыт скромный стол — чай из чудесной раифской воды с карамельками. А за чаепитием велась беседа о житье-бытье.
Таких историй в Раифе множество. Вспоминают, как в приемной наместника отогревался замерзший Святослав Бэлза. Знаменитый телеведущий так залюбовался на изумительной красоты ледяные фигуры на озере, что не заметил январскую стужу. «Дай Бог вам добра», — записал Святослав Игоревич в Книге почетных гостей. А большой друг монастыря Георгий Боос однажды специально прилетел в Раифу на Крещение, чтобы трижды окунуться в ледяную купель.
Кстати, о VIP-персонах. Наверное, даже не стоит говорить о том, что ведут они себя в Раифе как обычные прихожане, ведь перед Богом все равны. Иногда рядом с громкими фамилиями ставят смиренное «раба Божия такая-то», «раб Божий такой-то». Анатолий Чубайс, например, записал в Книге любопытную формулу, с точностью которой трудно не согласиться: «Российское будущее — это мощная экономика плюс душа». Любопытно, но практически все, кто давал в Раифе обещания как-то помочь монастырю, обещания свои выполняют.
Записи на английском, французском немецком, китайском, арабская вязь. И практически во всех одна и та же фраза: «Храни вас Господь». Храни, Боже, нашу любимую обитель, где непрестанно молятся о нас и врачуют наши души.
Татьяна МАМАЕВА