Сестра |


23.01.2005

Сестра

Второй «Раифский птенец обретает сегодня крепость и силу» на острове Свияжск. Сначала Игумен Кирилл, теперь — монахиня Евфросиния.

В июле 2004 года на Казанском подворье Раифского монастыря зазвонил длинным перезвоном телефон — отец Филипп и другие насельники подворья ждали каждого междугороднего звонка: из Горненского монастыря, что в Иерусалиме, звонила монахиня Евфросиния.

— Отец Филипп, я хочу вернуться из Израиля в ближайшее время. Но только не на подворье, а на остров Свияжск.

— Конечно, приезжай быстрее! Мы все тебя ждем! Свияжск ближе, чем Иерусалим.

Незадолго до этого монахиня Евфросиния молилась в монастырском храме Горненской обители, и как это часто случается в духовной жизни, неожиданно просто и ясно вдруг ощутила — путь ее жизни ведет на Свияжск. Как веление свыше, как руководство к действию восприняла Евфросиния это внутреннее откровение и…

В августе 2004 года

на острове Свияжск появились 4 инокини: Евфросиния, Елизавета, Александра и Галина. Это были представительницы женской общины, которая зародилась на Казанском подворье Раифского монастыря. Новым домом для сестер стало тоже подворье, но уже не Раифского, а Свияжского Свято-Успенского мужского монастыря.

Сестры. Фото автора

«У игумена Кирилла появились помощницы в нелегких трудах по возрождению монастырской жизни», — заметил в интервью тележурналистам Владыка Анастасий.

Игумен Кирилл с радостью встретил насельниц дочерней обители. Прекрасный старинный Иоанно-Предтеченский монастырь поистине ожил и преобразился вместе с их появлением. Работы по восстановлению, начатые игуменом Кириллом в 2002 году, обрели с появлением инокинь новые темпы и масштабы. Осенью монахини благоустраивали территорию, сажали цветы. С помощью артели армянских рабочих начали реставрацию часовни в честь Царственных страстотерпцев, строительство келий и т.д.

Второй «птенец» Раифы

обретает сегодня крепость и силу на острове Свияжск. Сначала Игумен Кирилл, теперь — монахиня Евфросиния.

Многие знают, что эта молодая спокойная инокиня почти 10 лет прожила при Раифском монастыре, исполняя различные послушания. Но не многие слышали, что ее «рождение в Духе» произошло недалеко от острова Свияжск.

Матушка ЕвфросинияЖизнь монахини Евфросинии полна удивительных событий.

Евфросиния: «На первом курсе университета, когда мне было 17 лет, я написала записку подруге, что уйду в монастырь. Я еще не крещеная была. Предчувствовала, может быть…

После первого курса мы поехали с группой друзей отдыхать на реку. Было это недалеко от острова Свияжск. Сплавлялись на плотах. В сумерках я была одна и вдруг ощутила в своей душе нечто удивительное, новое. Все освятилось вокруг меня невещественным светом. Я впервые ощутила, что человек — это не только эмоции, переживания, душа — в нем Дух. Я почувствовала, что такое Дух. Непередаваемое чувство пьянящей свободы, радости. С этого момента душа моя стала искать в мире мудрости. Познание стало для меня главным наслаждением. Эмоции отступили. Я стала хладнокровной. Могу не предаваться чувствам и идти вперед. Дух освобождает нас от всего».

Будучи студенткой биологического факультета КГУ Евфросиния выезжала на практику в Раифский заповедник. Вместе со своими друзьями она наблюдала, как восстанавливается Раифский монастырь.

Евфросиния: «Отец Дионисий показал нам монастырь. Привел к Грузинской иконе Божией матери. Когда узнал, что я не крещеная, настоятельно посоветовал креститься. Когда мне было 27 лет, я покрестилась».

Скоро в Раифском монастыре появилась черноглазая молодая женщина. Она приезжала каждые выходные, несмотря на холод или непогоду, посещала богослужения, выполняла различные послушания по ремонту, по озеленению. Отец Нифонт духовно окормлял новую прихожанку. Вскоре он благословил ее переехать поближе к монастырю — в Большие Ключи. Через некоторое время наместник Всеволод предложил ей перейти полностью на послушание.

Евфросиния: «Через полтора года отец Всеволод благословил меня на постриг. И у меня хватило духа не отказаться. Жизнь при Раифском монастыре была для меня особенным счастьем.

Я помню, как открылись в первый раз передо мной Царские врата и я увидела «неземных людей». От них веяло спокойствием, миром и правдой. В соборной службе я ощутила величайший праздник души. Отец Всеволод как Солнышко излучал любовь ко всем людям, он заботился о каждом. Он согревал и на расстоянии, не обязательно было к нему приближаться.

Для меня было великим счастьем созерцать жизнь в мужской обители. Это был мир больших, добрых людей, лишенных мелочности, зависти: о..Силуан, о.Прокл, о.Мефодий. Я старалась подражать им».

Маленькая сестра больших братьев

Монахиня Евфросиния несла послушание в швейном цехе, шила подрясники своим «старшим братьям». Она имела возможность ежедневно молиться на богослужении в храме. Читала труды Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Августина Блаженного и другие замечательные книги из Раифской библиотеки. Красота философской мысли и благодать богослужения поддерживали ее внутренние силы. Скорби и искушения не касались ее. Она, как тонкий росток в оранжерее, возрастала и крепла в стенах любимого Раифского монастыря.

Евфросиния: «Когда открылось Казанское подворье, владыка Анастасий и наместник Всеволод благословили меня помогать отцу Филиппу.

 

Церковное служение женщины 

Каждое столетие мировой истории отражается на истории Церкви Христовой. Нынешнее время поставило на повестку дня вопрос о роли женщин в жизни Церкви и о тех функциях, которые могла бы исполнять женщина при совершении богослужения.

Во многом проблема обостряется тем, что женщины составляют основную часть мирян, тогда как число мужчин с трудом покрывает потребность в духовенстве и церковнослужителях. Во многих неправославных христианских конфессиях было принято экстремальное решение этого вопроса: не ограничивая церковное служение женщин вспомогательными постами, их приняли в церковную иерархию в качестве священнослужительниц. Возможно вполне логичное недоумение: какое отношение все это имеет к православным верующим. Однако реалии приходской жизни и влияние западной культуры не снимают этого вопроса, а, напротив, делают его еще более актуальным.

Еще в начале ХХ века Святейший Синод Русской Православной Церкви признал необходимым восстановить в Церкви древний чин диаконис, чтобы привлечь женщину-христианку к более деятельному и широкому участию в деле церковного попечения о больных, немощных и бедных... Дискуссии на эту тему потребуют привлечения многовекового опыта Христианской Церкви и высочайшего уровня научно-богословских знаний.

Во времена земной проповеди Иисуса Христа женщины проявили себя как ревностные последовательницы своего Учителя (Евангелие от Луки 8: 2-3). Они принимали Христа в своих домах, всем сердцем воспринимали Его Божественное Слово и вместе с Ним следовали из Галилеи до Голгофы, не оставляя Сына Божия ни в страданиях, ни в смерти (от Матфея 27:55). Не случайно первое поручение о проповеди Воскресения Спаситель дает Марии Магдалине, а не Апостолам (от Иоанна 20:17-18). По Вознесении Господа женщины помогали Его ученикам в деле благовестия и попечения о Церкви (Деяния 18:2-3; послание к Римлянам 16:1-4). Но мы не найдем в Новом Завете примера непосредственного, совершительного участия женщин в таинствах. Они не входили ни в состав двенадцати ближайших учеников Христа, ни даже в состав семидесяти. Господь не наделял их силой и властью «взять и решить», ни один из Апостолов не рукополагал их, хотя помощь жен-христианок была значительной.

Вовсе неуместно говорить, что Церковь отрицает или недопонимает значимость роли женщин в становлении и распространении христианства. Они несли и несут подвиг благовестия, мученичества, молитвы и благотворительности.

Сегодня Церковь нуждается в помощи женщин-христианок для плодотворной жизни приходских храмов. Нужны квалифицированные преподавательницы воскресных школ, православных женских училищ и гимназий. Но стоит признать, что служение православных женщин распространяется еще далеко не на все стороны церковной и общественной жизни, как это было во времена влияния Церкви на мир.

У нас к тому времени сложился особый круг знакомых, своего рода паства, в числе которых было много образованных, творческих людей из Казани. Мы вместе с отцом Филиппом переехали в Казань, чтобы быть к ним ближе. Кроме того, необходимо было поддерживать наших взрослых ребят из Детского корпуса. Чтобы они не потерялись в большом городе, чтобы имели крышу над головой и заботу, при подворье необходимо было создать для них общежитие. За все труды я принялась с радостью».

Жизнь в центре Казани, заботы и суета отвлекли монахиню Евфросинию от молитвенного подвига. Она тосковала о тихой уединенной жизни, которую вела прежде и молила Господа, чтобы он позволил ей хоть на время отойти от дел и побывать в Иерусалиме. Как и ее небесную покровительницу Евфросинию Полоцкую, Господь сподобил посетить Святую землю.

Семь месяцев прожила Евфросиния в Горненском монастыре в Иерусалиме. Сестры обители приняли ее с теплотой и любовью и не хотели отпускать. Но Евфросиния скучала по родной земле и с радостью вернулась домой, когда Владыка Анастасий и отец Всеволод призвали ее утверждать женское монашество на нашей Зеленодольской земле.

6 ноября 2004 года

произошло замечательное событие в возрожденной Иоанно-Предтеченской обители — впервые после долгих лет запустения открыл свои двери не для туристов, а для богомольцев один из самых красивых храмов монастыря — собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

«Сегодня, когда Церковь чтит образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», мы все вместе собрались здесь и первую свою службу начали с панихиды, — сказала монахиня Евфросиния

в праздничный день. — Когда мы приехали сюда, мы были поражены тем количеством жертв, которые эта земля вытерпела. Сколько молодых и старых монахинь здесь погребены! Расстреляны. Замучены. Это обстоятельство страшной тяжестью легло на нас. Но сквозь эту скорбь проявилась радость, что духовная жизнь в монастыре снова началась. В нашем лице.

Сегодня впервые за много лет мы помолились за упокой всех, кто здесь погребен. И восстановили преемственность между ними и нами

Мы пришли сюда под покров Божией Матери и тоже за небольшое время познали многоразличные скорби и горести. Но вместе с тем и неизреченную, великую радость.

Мы с сестрами имеем возможность молиться, трудиться и возрождать не только эти стены, но и свои души, чтобы быть достойными представительницами этого монастыря и принимать людей, которые будут приходить к Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

До революции Иоанно-Предтеченский монастырь на сотни верст был почти единственным приютом для вдов, сирот и обездоленных девиц.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

История и судьба Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря связана с древнейшим Свияжским Троице-Сергиевским монастырем, свидетелем основания города Свияжска.

«От старинного Иоанно-Предтеченского монастыря не осталось никаких памятников. Неоднократные пожары в г.Свияжске, от которых не раз страдал Иоанно-Предтеченский монастырь, уничтожили все древние монастырские документы и грамоты. Приблизительно возникновение его относят к концу XVI века, вскоре после постройки самого Свияжска, — пишет И.М. Покровский в книге «Свияжский второклассный Иоанно-Предтеченский монастырь и его святыни», изданной в 1905 г. — «В начале XVIII века в г.Свияжске построен каменный храм во имя Рождества Христова с приделом, в трапезе, во имя Иоанна Предтечи. По храму с двумя престолами Свияжский женский монастырь назывался то Рождественским, то Иоанно-Предтеченским, хотя главным храмом и престолом вплоть до перевода монастыря на новое место был Христорождественский.

11 мая 1795 г. монастырь постигло величайшее горе. В Свияжске случился страшный пожар. Деревянные строения монастыря выгорели дотла.

Восстанавливать монастырь на старом месте не стали, и передали ему постройки и церкви опустевшего Троице-Сергиевского монастыря.

21 августа 1795 года погоревший монастырь был окончательно переведен на место Троице-Сергиевского монастыря, с сохранением прежнего наименования — Иоанно-Предтеченский».

Покровительство Святого над обителью ощутили и новые насельницы Иоанно-Предтеченской обители. Чудесным знаком присутствия Сергия Радонежского и его участия в трудах инокинь стало то обстоятельство, что в день, когда Церковь вспоминала Великого чудотворца земли русской, в Сергиевской церкви замироточил образ Преподобного Сергия. Не на старинной, а на новой иконе появились капли мирра. Они прибывали в течение нескольких дней. Собирались в струйки и словно текли вдоль складок нарисованной одежды. В память об этом событии под иконой деревянный паркет до сих пор пропитан мирром.

Впереди у монахини Евфросинии и сестер ее общины первая зима на новом месте. Холодные ветра, что дуют день и ночь на открытом со всех сторон острове Свияжске, грозят инокиням скорбями и непредвиденными испытаниями.

Дай Бог им силы и мудрость выдержать все до конца!

Нонна Покровская