Природа не терпит пустоты. |
Природа не терпит пустоты.
Накануне Светлого Христова Воскресения — Пасхи, Раифскому Богородицкому мужскому монастырю были подарены несколько художественных работ воспитанников Свияжской коррекционной школы-интерната. Это не только те рисунки, которые представлены сегодня на странице «Раифского Вестника», но и несколько ручных вышивок, которые дети с любовью и искусно выполнили на ткани.
Мы обратились к директору коррекционной школы Сергею Николаевичу КОЛЕСОВУ с просьбой рассказать, как у детей возникло желание сделать работы на духовную тему...
— Все началось с того, что часть наших воспитанников по приглашению наместника Раифского монастыря архимандрита Всеволода побывали на Рождественской Елке. При официальном открытии которой была отмечена работа наших ребят при сборе экспонатов для исторического школьного музея, и был преподнесен подарок — музыкальный центр. Воспитанники, педагоги и воспитатели были очень рады этому, и в знак благодарности решили сделать что-то доброе. «На добро надо отвечать добром», — учим мы ребят. А раз подарок для монастыря — отсюда и тематика работ. Так вот и появились на свет эти рисунки и поделки — среди наших воспитанников немало способных к творчеству.
От ред. Сергей Николаевич Колесов — геолог по образованию. Закончил Казанский Государственный университет. После работы в Забайкалье вернулся на свою родину — остров Свияжск. Здесь живут его престарелые родители — в прошлом педагоги спецшколы-интерната (мать несколько лет вела математику, была завучем школы, отец — преподавал географию и биологию). Директор школы — с 1995 года.
— Я всегда соглашался с выражением «природа не терпит пустоты». И если у наших воспитанников слабые умственные способности, то они проявляют себя в чем-то другом. Так, например, у Коли Новикова есть склонность к рисованию, Ильяз Гайнуллин готов целыми днями ухаживать за лошадьми. Как правило, наши дети в дальнейшем становятся хорошими работниками. Да и в основе обучения у нас стоит труд. И если раньше мы обучали ребят столярному мастерству, а девочек — швейному делу, то сейчас акцент делаем на сельскохозяйственные работы.
От ред. В Свияжской коррекционной школе-интернате обучаются умственно отсталые дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности». Таких школ в республике более 40. Главная задача этих учреждений — научить детей писать, читать, подготовить их к дальнейшей жизни в обществе.
— К нам поступают дети, как правило, после первых классов общеобразовательных школ, когда родителям и педагогам становится понятно, что ребенок «не потянет» учебную программу. Но есть и исключения. Бывает, что родители не согласны с поставленным специальной комиссией диагнозом, и ребенка «держат» в общей школе все средние классы. У нас был случай, когда к нам поступили восьмиклассники из поселка Васильево, у которых в табеле успеваемости по всем предметам стояли тройки. На самом же деле выяснилось, что они не умеют даже писать и читать... Мы им, конечно, дали какие-то знания, но время было уже упущено... Так что все зависит от оперативности родителей и педагогов.
Остров Свияжск — древнейший в нашем крае исторический памятник архитектуры. До октябрьского переворота — крупнейший центр православной культуры. И когда стал восстанавливаться Успенский Богородицкий мужской монастырь, воспитанники нашей школы-интерната одни из первых стали помогать его возрождению. Администрация школы — техникой, а учащиеся выносили мусор и битый кирпич из полуразрушенных зданий...
От ред. Школа располагается в зданиях, которым более 100 лет. Это типовой проект царской пересыльной тюрьмы. Такие тюрьмы были расположены по всему Сибирскому тракту. Конечно, здание приспособлено под школу-интернат, в котором дети живут по 9 месяцев в году, но именно приспособлено. И хотя у школы есть своя котельная, проведен водопровод, нет горячей воды, да и «удобства» находятся на улице...
— Наши воспитанники и сейчас бывают в храмах монастыря на экскурсиях. Воспитатели и педагоги посещают с ними церкви и в большие православные праздники.
И ещё — есть очень серьезная опасность, которая подстерегает наших ребят: они доверчивые и легко поддаются влиянию. Этим порой пользуются разного рода жулики, толкают ничего не подозревающих ребят на преступления. Это большая наша беда. Но с уверенностью могу сказать, что довольно часто обычные школьники, которые занимаются в гимназиях и лицеях и ни в коей мере не считаются умственно отсталыми, вырастают ворами и жуликами...
Людей, отстающих в умственном развитии, на Руси издревле называли блаженными, убогими. «У-Богими» — значит, рядом с Богом. Таких людей любили, обращались бережно, жалели и помогали им, чувствуя в них наивность, доверчивость, детскую икренность, чистоту, которая сопровождает всю их жизнь...