Публикации


06.03.2021

Монашество сегодня и вчера

«Не вы Меня выбрали, а Я вас выбрал»

Предлагаем вашему вниманию два взгляда на современное монашество: послушника и священнослужителя. Им были заданы вопросы о духовном росте насельников, о том, на каком основании строится монашеская жизнь, каковы особенности современного монашества и другие. 

– Чем древнее монашество отличается от настоящего?

Послушник АЛЕКСАНДР АССЕЛЬБОРН, учащийся Казанской семинарии:
– На мой взгляд, современные монахи – люди, более духовно слабые (как и все современные христиане). Еще в XIX веке святитель Игнатий (Брянчанинов) писал об упадке монашества, что уж говорить о нашем времени? Сейчас невозможны такие подвиги, которые делали подвижники, скажем, в V, XIV, XVIII веках… Мы можем только стараться максимально приблизиться к этому… 

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (Семенов), насельник Раифской обители:
– Даже в XIX веке святитель Игнатий (Брянчанинов) писал об упадке духовной жизни в монастырях того времени, хотя при нем жили Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, оптинские старцы, а он утверждал, что нет старцев, не к кому обратиться за духовном советом. Так что любой взгляд всегда субъективен. 
Но монахи того времени были более цельные, сконцентрированные, а мы рассеянные, развращенные, потому что имеем много информации. Ведь информация может быть полезной, а есть наоборот. И вот эти огромные объемы информации мешают нам сосредоточиться. 

– С чем, на Ваш взгляд, связан уход в монастырь молодых людей из современного мира комфорта? 

Послушник АЛЕКСАНДР АССЕЛЬБОРН, учащийся Казанской семинарии:
– Да, люди приходят в монастырь по разным причинам, каждый случай индивидуален. Можно лишь выявить некоторые общие закономерности. Как мне это видится, некоторые современные молодые люди приходят в монастырь для того, чтобы найти ответы на терзающие их духовные вопросы. Хотя, конечно, нельзя исключать и случаев, когда люди приходят в монастырь для того, чтобы просто «отсидеться», поскольку в монастыре внешний ритм жизни проще, чем в миру. В монастырях, как правило, меньше заставляют работать, чем на светских рабочих местах.

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (Семенов), насельник Раифской обители:
– Поиск истины заложен в человеке. Бог всегда призывает. Основной толчок, мотивация – это зов Бога. Душа не может успокоиться ничем. На моей памяти были люди и богатые, и умные, и образованные, которые могли бы и остаться в миру. Этот бесконечный поиск многих людей, которые в конечном итоге находят эту истину. Христос открывается, а если это Христос, то это жизнь по святым отцам. А если жизнь по святым отцам, то жизнь в монастыре, потому что в миру невозможно это сделать. Молодые люди любопытные. Сейчас очень много монастырей открытого типа, разрекламировано все. Другая часть молодых людей просто по интересу идет. Третья – потому что в миру скучно, все приелось, родители говорят, что нужно идти учиться, работать, а человеку балбесничать хочется, мир постигать. Это нормальное явление для молодых людей. Обязательно нужно попробовать все. Некоторые так попадают. Так или иначе, но Бог привлекает к себе. Апостол Павел пишет к коринфянам: «Посмотрите, много ли среди вас славных и богатых? Нет. В основном все убогие, бедные, нищие. Бог призывает таких, чтобы посрамить богатых» (1 Кор. 1:27).

Бывают иногда всплески, когда идут в монастыри люди очень красивые, умные, талантливые, которые могли бы прожить великолепную жизнь с осуществлением своих планов в миру, но тем не менее они бросают все. Таких людей всегда было мало. 

– Как человеку понять, что призыв к монашеству действительно от Бога, а не результат внутренних проблем, не что-то придуманное?

Послушник АЛЕКСАНДР АССЕЛЬБОРН, учащийся Казанской семинарии:
– Я думаю, что понять это можно только на практике. Пусть видящий в себе монашеское желание человек приедет в монастырь, поживет там какое-то время. Мне кажется, что если у человека есть устойчивое монашеское настроение, но он претерпит все искушения и останется в монастыре. Если же человек ошибся и он на самом деле не желает монашеской жизни, то он уйдет из монастыря.

В своей внутренней психологической жизни люди часто ошибаются, потому что психика человека изменяема. Вот и в вопросе монашества человеку сначала какое-то время может казаться, что он хочет стать монахом, а потом, когда он некоторое время поживет в монастыре, он может разочароваться в своем выборе.

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (Семенов), насельник Раифской обители:
– Это необъяснимо. Если спросить любого монашествующего, каждый скажет, что это был призыв Бога. Я не знаю, как этот призыв расслышать. Каким образом Бог Аврааму говорил: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). Как это было? Это голос он услышал такой? Не знаю. Это внутреннее состояние.Призыв. Приходит мысль такая, которая выметает все остальные мысли. Бог же отвечает на все наши мысли, на наш диалог. Как только диалог с тобой установлен, Бог отвечает на внутренние запросы. Ты молишься, ходишь в церковь; ты запутался и не знаешь дальше, как и что в жизни сделать. И приходит мысль: «Может,  в монастырь?» Когда эта мысль созревает, обязательно найдется человек (духовник, скажем), который тебя благословит на это. Вот ты и сформировался. Приходишь сюда, тебя благословляют здесь, в монастыре, остаться. Бог приравнивается к нашей воле. Бог поступает таким образом. Мы же не роботы, которые подчиняются сатане. Это сатана так действует. А Бог приравнивается, повторюсь, к нашей воле. Все очень синергично, то есть однонаправленно. Мы верим, что Бог Сам рукополагает, Сам постригает, не люди. Хотя бывают случаи, когда человека постригли, а он убежал из монастыря. Как это объяснить? Я не думаю, что люди ошиблись. Просто постригли, а они не выдержали. Это был их осознанный выбор. Бог же говорит апостолам: «Не вы Меня выбрали, а Я вас выбрал» (Ин. 15:16). Так что смотря что считать ошибкой. Что, например, можно про Иуду сказать? Вот Иуду выбрали апостолом, потом он предает Иисуса и вешается. Он ошибся? Так и тут. Сначала ему может казаться, что в монастырях все святые. Ты приходишь, тебя благодать несет, ты говоришь: «Как тут прекрасно, как тут здорово». Но начнет тебя Бог оставлять, ты скажешь: «Как так можно? Что за люди? Это вообще христиане? Как так можно жить?» И так бывает, и так бывает. Можно разочароваться, можно увлечься. Можно постричься в монашество и влюбиться в девушку какую-то. И такое тоже бывает, потому что мы люди. Святыми отцами замечено, что чем занимается постоянно ум, тем и сердце захватывается. Если у тебя мрачные мысли будут в голове, то постепенно сердце этим захватится. Мысли – это одно, а вот когда сердце захватывается, то очень тяжело становится. Как говорят святые отцы, случайностей не бывает. Промысл Божий очень тонкий, он охватывает все: и насекомых, и миры невидимые, и огромные пространства Вселенной, и каждого человека как образ Его… Зачем-то Бог попускает падения, бегства из монастыря… Зачем-то он попускает, чтобы ты пришел… Но ошибки нет никакой. Он призывает всех, а дальше уже все от человека зависит.

Окончание следует.
Записала Ольга Романова

Теги:
публикации
семинария
послушание





Новости по теме